База атомных подводных лодок в Балаклаве

Года три-четыре назад наш сосед-профессор предложил нам просто по-соседски отдохнуть в Крыму, остановившись в его квартире, которую он купил за несколько лет до этого в Орджоникидзе. Конечно, мы с удовольствием приняли это предложение. Тем более, что оно было сделано от чистого сердца.

Про Орджоникидзе надо говорить отдельно. Этот поселок тоже отмечен очень интересным объектом, связанным с обороноспособностью страны. Но сейчас не о нем.

Мы с Леной отбыли в Орджоникидзе, а спустя неделю к нам присоединился сын. И перед отъездом домой он взял в аренду машину, и мы проехались за 3 дня по Крыму, посетив Севастополь, Бахчисарай, Чуфут-кале и еще несколько интересных мест. Конечно, все бегом, но хотя бы так.

Я не буду оригинален, если скажу, что самое большое впечатление на нас - технарей произвел музей в Балаклаве. Это – бывшая база по ремонту и обслуживанию атомных подводных лодок, точнее, дизельных лодок, способных нести ядерное оружие. База построена в 50-60-е годы прошлого века под горой Таврос, отделяющей Балаклавскую бухту от Черного моря.

Парадокс заключался (и, возможно, заключается до сих пор), что этот объект – давно музей, в который пускают всех желающих. Однако при этом министерство обороны отказывает музею в архивных документах, включая  схемы расположения помещений, ссылаясь на секретность.

Итак, объект № 825, как указано в путеводителях.

Схема музея

Это пробитое в недрах скалы сооружение, способное выдержать взрыв атомной бомбы мощностью 100 кт. Представляет из себя сквозной канал длиной 602 метра с сухим доком. В канале могли находиться одновременно 7 подводных лодок.

Лодка в разрезе

Помимо канала здесь находились ремонтные цеха, склады и минно-торпедный участок, включая ядерное оружие. Со стороны бухты и со стороны моря канал перекрывался плавучими затворами весом по 150 тонн каждый.

Строили комплекс 8 лет с 1953 по 1961 год. После закрытия базы в 1993 году и передаче ее в 2000 году ВМФ Украины после развала СССР она была полностью разграблена, были разобраны все конструкции, содержащие цветные металлы. От базы осталось только то, что невозможно или нецелесообразно было ломать. В 2003 году по предложению Севастопольского «Морского собрания» Балаклавская мэрия воссоздала, насколько это возможно, базу в качестве музея. Так в Севастополе появился еще один музей.

 Вывеска музея

Вход в музей

Чтобы попасть в штольни, надо пройти через гермодвери.

Гермодвери

Каждая створка которых весит 10 тонн и приводится в движение электромотором. Двери закрываются внутрь и в этом положении выдерживают 60 атмосфер давления.

Далее Вы попадаете в железобетонный коридор. По полу этого коридора проложены рельсы для грузовых тележек-вагонеток для перевозки грузов и боеприпасов. В целях безопасности эти тележки перемещались по рельсам только вручную.

Коридор

Часть коридоров имеют изогнутую форму, чтобы в случае нештатной ситуации гасить ударную волну.

 Коридор2

Торпеды и бомбы

Часть музейной экспозиции. Торпеды и глубинные бомбы

Экскурсовод

Остановившись около одной из экспозиций, экскурсовод говорит: «А теперь представьте, что у Вас над головой 100 метров скальной породы. Но не волнуйтесь, стены и потолок из железобетона толщиной в два метра надежно удержат скалу даже при ядерном взрыве. Поскольку ядерный взрыв не ожидался, туристы успокоились.

Продолжение здесь.

Спасибо, что дочитали. Дальше будет интереснее. Ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы не потерять мой канал

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии
Марина - 29 июля 2020 16:58 - Ответить

Хотелось бы посмотреть воочию, конечно. По рассказу - очень интересно.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.
Еще одна из рода Бенуа - 30 июля 2020 13:49 - Ответить

Вот точно место не для меня)))) Не люблю узкие закрытые пространства))))

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор

Обо всем понемногу. Про дачу, про кошку, про путешествия, воспоминания из СССР