Темная сторона прекрасного века Ренессанса.

В массовом сознании эпоха Возрождения, весьма впечатляющая по своему наследию, ассоциируется прежде всего с величайшим подъемом искусств, с постепенным подъемом буржуазии, с появлением гуманизма.

Однако, это лишь привлекательные стороны этого еще не полностью познанного времени. То, что находится на поверхности.

Но что же находится за этой стороной? Что на глубине? Сегодня мы постараемся это выяснить.

Неоднозначный Ренессанс.

На протяжении веков мир восхищался художественными и научными достижениями, которые появились в эпоху Возрождения, по сути, поставив этот период на пьедестал как одну из величайших эпох человечества. Однако, люди часто забывают о трагедиях и катастрофах, которые часто играли жизненно важную роль в развитии этого периода, если и рассматривая их, то изолированно, а не в контексте того времени.

Грубо говоря, когда человек прогуливается по художественной галерее и смотрит на произведения искусства, но он не обязательно понимаете тот большой социальный контекст, тот мир, в котором жили художники, в котором они создавали свои работы.

Примером трагического события, по сути начавшая эпоху Возрождения, является падение Константинополя в 1453 году, момент, который не только ознаменовал конец Византийской империи, но и привел к тому, что тысячи граждан были убиты, депортированы и порабощены османами. В результате многие греческие ученые бежали в Западную Европу, обосновавшись в Италии.

Италия в войнах.

Италия, разделенная на множество независимых государств, десятилетиями была охвачена непрекращающимися войнами и конфликтами (в первую очередь так называемыми Итальянскими войнами, серии конфликтов, в ходе которых европейские страны, в основном Франция и Испания, боролись за контроль над Италией). Это с одной стороны возвышало различных военных деятелей строящих свое состояние на войнах, с другой - ослабляло Италию.

В особенности, в плане обогащения, прославились крупные лица городов Северной Италии, таких, как Мантуя, Феррара и Урбино. Герцоги и принцы этих городов либо сами шли в армию в качестве наемников, либо отправляли своих подданных.

В итоге, получив весьма солидные состояния таким образом, они могли направить их на наем различных художников, скульпторов и архитекторов, дабы увековечить свои поступки, власть, или же просто поднять свой престиж.

На протяжении войн и в самый разгар эпохи Возрождения различные итальянские города подвергались жестоким разграблениям. Различные армии убивали тысячи людей, безжалостно насилуя и грабя людей. Особенно выделяется здесь разграбление Рима в 1527 году.

Войска императора Карла V, правителя Испании и Священной Римской империи, дислоцированные в Италии, были разгневаны тем, что им не заплатили, в связи с чем они организовали бунт, разграбив и опустошив Рим.

Говорят, что разграбление Рима ознаменовало конец Высокого Возрождения, периода, который считается пиком этой эпохи, хотя подобное утверждение все еще остается предметом споров. Несмотря на это, последствия этого жестокого эпизода серьезно повлияли на культурную жизнь Рима.

Колонизаторство и эпидемия.

Учитывая участие Испании в Итальянских войнах и их последующее влияние на эпоху Возрождения, важно учитывать роль, которую сыграли колонизационные завоевания тех же испанцев в Америке, которые приносили испанской короне много денег, что поспособствовало увеличению финансирования испанских завоеваний в Италии. Испанская колонизация Америки также способствовала развитию атлантической работорговли.

Также свою лепту в развитие Ренессанса внесло событие, охватившее практически всю Европу - эпидемия чумы (или как ее тогда называли - "Черной смерти"), которая, по оценкам историков, унесла жизни около трети населения континента в 14 веке. Эпидемия послужила спусковым механизмом огромной финансовой встряске, итогом которой стало повышение заработной платы рабочим, которые так были необходимы крупным землевладельцам и аристократии в свете нехватки рабочей силы.

Эпидемия также стала толчком к росту экономики после, что в свою очередь сделало социальную мобильность намного легче, в основном для итальянских торговцев, чьё богатство росло, давая им средства на покупку произведений искусства и архитектура.

Возвышение банкиров.

Одна из самых известных купеческих семей эпохи Возрождения, да и всей истории, Медичи, которые начинали как торговцы шерстью, прежде чем открыть свой банк в 15 веке, служат хорошим примером вышесказанному.

Когда банк Медичи стал крупнейшим банком в Европе, представители столь богатого рода смогли завладеть политической власти во Флоренции, превратив город в один из центров культуры эпохи Возрождения. Именно благодаря покровительству Лоренцо Медичи некоторые из самых знаменитых художников эпохи Возрождения, такие как Боттичелли, Да Винчи и Микеланджело, могли сосредоточиться исключительно на своих произведениях искусства без необходимости искать вторую работу для заработка.

Хотите верьте, хотите нет, но заказы произведений искусства, сделанные банкирами, такими как Медичи, частично зависели от их религиозных убеждений в то время. Они заказывали религиозные произведения искусства в церквях, они покровительствовали церквям, они строили семейные часовни. Это все, конечно, помогало укрепить репутацию семьи.

Подъем гуманизма и закат церкви.

Помимо всего сказанного, экономические изменения также способствовали росту гуманистического мышления, которое, в последствии привело, в том числе к протестантской реформации в 1517 году, участники которой, зачастую находились под сильным влиянием этого самого мышления.

Подъем гуманистического мышление, в развитии, ударил по одной из основ старого, феодального общества - церкви. Один из важных вкладов гуманистических академических технологий текстологической критики заключается в том, что, когда они применяются к Священному Писанию и церковным документам, они начинают в большей степени оспаривать авторитет церкви.

Проблемы для церкви создавали не только мыслители-гуманисты, в эпоху Возрождения также развивалось рациональное и научное мышление. Ближе к концу 16-го века и в 17-м веке начинают возникать с большей силой противоречия научных исследований и науки в целом с церковью. Это заставляло католическую церковь беспокоится, по крайней мере, в первую очередь в Италии, о социальном порядке и поддержании своей власти.

Не имея уже возможности полностью запретить философские беседы на научные или другие темы в целом, церковь старалась держать их в секрете, дабы они не выходили за пределы университетов или иных учреждений. Правда и это не мешало новым идеям проникать в общество и потенциально вызывать движения, прямо или косвенно направленных против церковных властей.

Прекрасным примером этого является дело Галилея, которое продолжалось с 1610 по 1633 год. Галилео Галилей был физиком и астрономом, который открыто поддерживал гелиоцентризм, астрономическую модель, которая утверждает, что именно Солнце, а не Земля, находится в центре Солнечной системы. Гелиоцентризм шел вразрез с убеждениями католической церкви, которая считала его еретическим и противоречащим Писанию. Галилей был допрошен и впоследствии осужден за ересь в 1633 году, проведя остаток своей жизни под домашним арестом.

Под итог.

Очевидно, что великие художественные, научные и интеллектуальные достижения эпохи Возрождения происходили наряду с тревожными и проблематичными тенденциями и событиями, происходившими в мире в этот период, и действительно оказывали влияние на ход эпохи. Сказав все это, означает ли это, что историки игнорируют эту темную сторону?

Разумеется нет уверен. Они, как правило, просто рассматривают все отдельно друг от друга. История искусства времен Возрождения, история католической церкви эпохи Возрождения, история Реформации изучается само по себе и не зависит, у многих историков, от иных событий. Что разумеется не есть хорошо.

-------------------------------------------------------------------------------

P.S. так как в интернете очень сложно найти заработок написанием статей вне финансовой, юридической, медицинской, и, прости нас наука, эзотерической, тематикам, прошу тех, кто может финансово помогать авторам, вот мои реквизиты:
Юмани: 410013857200048
Карта Сбара: 4817 7600 2090 9804

----------------------------------------------------------------------------------

Дополнительный материал по эпохе Ренессанса:

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи