Амазонки: женщины-воительницы, которые сражались с мужчинами

Согласно мифологии («улучшенной» историками, такими как Геродот или Плутарх) амазонки были народом женщин-воинов, умелых в стрельбе из лука и более чем искусных в верховой езде. Также говорят, что они выжигали себе правую грудь, чтобы она не мешала им во время прицеливания и стрельбы; что они ненавидели мужчин (они занимались с ними сексом только один раз в год, чтобы продолжить свой род); и что во многих случаях топили своих детей, если они оказывались мальчиками.

С позиции знаний сегодняшнего дня мы можем сказать, что существование этого народа находится между реальностью и легендой. Споры о том, существовали ли амазонки на самом деле, возобновились после того, как на экранах кинотеатров появился голливудский художественный фильм «Чудо-женщина» (самая известная царица амазонок в комиксах).

Чудо-женщина во всей красе. https://screenrant.com

 

Выход этого фильма как информационный повод использовали некоторые западные историки, такие как Джон Мэн. Этот антрополог опубликовал работу, которая, по его словам, доказывает, что миф об этих воительницах – «просто мусор и настоящая чушь».

По словам Мэна, легенда об амазонках была придумана греками с целью «поддержать их представление о самих себе». Объяснение, приведённое антропологом, простое: хотя эти «несуществующие» воительницы были женщинами, их самыми почитаемыми качествами были те, которые обычно ассоциировались с мужским полом.

Тем не менее, другие эксперты, такие как археолог Карлос Алонсо дель Реаль, более благожелательны в вопросе о существовании подобных воинственных женщин. Этот испанский автор не сомневается в исторической реальности амазонок и всесторонне изучает, насколько действительность пересекается с легендами о них.

Миф

Как утверждает Лилиана Пеголо (Институт древней истории Университета Буэнос-Айреса), «сказочная история амазонок входит в греческую культурную историю в первой половине VI века до н.э.». С этого момента они начинают определяться как «группа женщин-воительниц, предположительно дочерей Ареса и Гармонии». Таким образом, в жилах людей этого племени течет кровь самого́ бога войны и богини гармонии и согласия.

Однако это только одна из мифологических теорий, которую, помимо прочего, поддерживал Аполлоний Родосский (III век до н.э.). Он являлся сторонником версии, что Гармония была любовницей Ареса, а не его дочерью (как до этого считалось). Об этом говорится в Песне II «Аргонавтики» (самая выдающаяся работа Аполлония):

 

 

Гомер (VIII век до н.э.) называет их в «Илиаде» племенем «мужественных» воинов.

Битва с амазонками. Питер Пауль Рубенс. 1618. http://www.wm-painting.ru

 

В любом случае, как утверждают древние авторы, эти воительницы были организованы в строгую матриархальную систему, в которой высшей властью выступала царица. Получив свой титул то ли по наследству, то ли по доблести в бою, но царица управляла воинским сообществом, которое (по мнению большинства античных историков) было исключительно женским.

Где жили эти замечательные женщины? Список возможных мест их обитания неисчислим, но большинство авторов согласны с тем, что они селились в окрестностях Кавказа.

Греки приписывали им реальное историческое существование и размещали их царство на склонах Кавказа, во Фракии или в южной Скифии, на равнинах по левому берегу Дуная. Аполлоний Родосский, между тем, определяет область, в которой жили амазонки, – на побережье Понта Эвксинского (Черного моря), рядом с устьем реки Термодонт (к северу от нынешней Турции): «за устьем Термодонт расширяет свои воды в спокойном заливе у подножия мыса Темискирий, пройдя через широкую равнину. Там находится Дойантская долина, а рядом с ней три города амазонок».

Ему вторит Диодор Сицилийский: «…царица построила большой город при устье реки Теомодонта, по имени Фемискиру, выстроила славный дворец и, во время походов обращая большое внимание на дисциплину, сначала покорила всех соседей до реки Танаиса».

Лихие наездницы

Согласно древней традиции, амазонки были непревзойденными мастерицами верховой езды. Они ездили так идеально, что «могли танцевать на лошади, вставать, когда они шли в галоп, прыгать с одной лошади на другую и прыгать без седла через огонь». Их связь с лошадьми была на таком «духовном» уровне, что имена многих из этих воительниц были образованы греческим префиксом «Hipo-» («конь»). Примером была – среди многих других – царица Ипполита.


 

 

Изображение амазонки (5 век до н.э.). Викимедиа

 

Если первой добродетелью амазонок было умение ездить на лошади, то второй была готовность к битве. Пешком или в седле (они предпочитали последнее), амазонки сражались, используя широкий арсенал боевых топоров, мечей и щитов в форме полумесяца. Тем не менее, их любимым оружием был лук.

Они были чрезвычайно искусны в стрельбе из лука по причине, объясняемой (среди других авторов) греческим врачом Гиппократом, «он убедился, что девочки отрубают правую грудь, чтобы при стрельбе из лука, в которой амазонки были непревзойденными мастерами, они могли легко удерживать этот лук на груди». По-видимому, из этой легенды может исходить их имя, так как на греческом языке термин «amazoi» означает «без груди». Но это всего лишь одна из теорий. Другие утверждают, что их название происходит от иранского слова «hamazam» («воины»).

http://www.ancientpages.com

 

С другой стороны, также говорится, что амазонки были чрезвычайно красивы (их определяют, как «красивых и сексуально привлекательных женщин, которые сублимируют сексуальные желания»); они носили очень узкую и короткую тунику, которая обычно была открыта сбоку, чтобы враги могли видеть их фигуру. Их цель состояла не в том, чтобы казаться странными пришельцами, которые носили фантастические наряды, а в явном желании продемонстрировать всем, что они женщины, которые борются с мужчинами.

А между прочим, Зена - королева воинов - тоже была амазонкой. https://static.comicvine.com

 

Что касается их религии, они поклонялись Артемиде (богине охоты). Это древнегреческое божество было умелой охотницей (разумеется, охотилась она с помощью лука), которая предпочитала проводить время в горах и в лесах вместе с животными, вдали от общества людей и богов.

«Одиозные» мужчины

Смертельно опасные воительницы, крутые лучницы и превосходные наездницы. Амазонки вошли в историю благодаря этим качествам. Тем не менее, они также прославились своей особой ненавистью к мужчинам. Это отражалось в том, что, согласно большинству источников, они жили в общинах, в которые мужчинам доступ был запрещен.

Тем не менее, как это часто бывает с большинством легенд по прошествии веков, некоторые авторы поддерживают точку зрения, что мужчины всё же жили с ними. Хотя и как слуги, выполняющие только самую грязную работу.

Большинство авторов согласны с тем, что амазонки хранили обет безбрачия почти всю жизнь. Один раз в год они встречались с мужчинами, когда посещали соседние племена. И делали они это только для того, чтобы продлить свой род.

Амазонки. Художник Zanne Papageorgantis. http://www.fscclub.com

 

Именно в этот момент мы подходим к мрачной странице истории амазонок. Одна из легенд о них рассказывает, что они не знали милосердия, если рожали мальчика, и умертвляли младенцев. Другая версия гласит, что они не убивали мальчиков, а только выкалывали им глаза, прежде чем вернуть отцу. Самая добрая легенда предполагает, что они просто позволяли подросшим мальчикам покинуть их дома, то есть сбежать.

С девочками они были намного более доброжелательными. Если рождалась девочка, они обучали её охотничьим и военным искусствам, чтобы она стала будущей амазонкой.

В любом случае, храбрость амазонок, а также их ненависть к мужчинам оставили неизгладимый след в истории. Который, например, отмечен в речи оратора Аттики Лисия (V век до н.э.): «Когда-то были амазонки, дочери Ареса [...], и их считали больше похожими на мужчин, чем на женщин; ибо по отношению к мужчинам превосходство их духа казалось больше, чем ущербность их внешности. Они доминировали над многими народами и фактически подавили своих соседей».

Пентесилея и Ипполита

Как и сами амазонки, военные подвиги этих воительниц разрывались между мифом и правдой. Вергилий (I век до н.э.) в своей «Энеиде» утверждает, что во время Троянской войны эти женщины пришли на помощь царю Приаму, чтобы защитить город. В тексте поэт описывает бой, в который вступила царица амазонок, Пентесилея, против героя Ахилла:

«Вот амазонок ряды со щитами, как серп новолунья,

Пентесилея ведет, охвачена яростным пылом,

Груди нагие она золотой повязкой стянула,

Дева-воин, вступить не боится в битву с мужами».

Битва закончилась смертью Пентесилеи – Ахилл вонзил копье ей в грудь. Говорят, что когда Ахилл снял её шлем, он был очарован красотой павшей воительницы.

Царица амазонок Пентесилея. http://www.ancientpages.com/

 

Но Пентесилея была не единственной известной амазонкой. Согласно мифологии, одной из самых выдающихся представителей своего племени была царица Ипполита. Но ей «посчастливилось» столкнуться с Гераклом, которому в рамках его знаменитых 12 подвигов было поручено украсть у царицы её пояс. Это предмет одежды, похожий на пояс верности, который Ипполита получила от самого Ареса.

Битва с амазонками (римский барельеф), Ахилл и Пентесилея в центре. https://www.liveinternet.ru

 

Согласно текстам классических историков и поэтов, таких как Геродот, Геракл предстал перед Ипполитой, готовый вырвать пояс верности. Но к его удивлению, царица предложила его добровольно вместе со своей девственностью. Среди амазонок существовала традиция, что, прежде чем ложиться спать с мужчиной, они должны сразиться с ним, чтобы проверить силу избранника, достоин ли он, так сказать, стать отцом будущих дочерей. Согласно мифологии, когда началась битва, Гера (которая шпионила за ними и ненавидела Геракла) заставила всех амазонок поверить, что герой пытался убить Ипполиту.

По разным источникам, существует до четырех концовок этой истории. Однако самой известной является та, которая утверждает, что Геракл использовал свою огромную силу и убил всех амазонок. К сожалению, и Ипполиту тоже. Её сестра Антиопа была вынуждена сдаться и стала частью военной добычи Геракла вместе со знаменитым поясом.

Геракл сражается с амазонками. https://i.pinimg.com

 

Женщины-воины, о которых пишет греческий историк Диодор Сицилийский (I век до н.э.), также заслуживают особого упоминания. Автор поясняет, что существует раса воинов-амазонок с обычаями, подобными уже упомянутым, но живут они в Ливии-Африке (либо на Канарских островах, в соответствии с более поздними толкованиями).

Диодор Сицилийский говорит не только о простых воительницах, но и упоминает их царицу, Мирину:

«Они предприняли большие кампании, потому что были охвачены желанием напасть на многие части обитаемого мира [...]. Сначала они шли против атлантов. Тогда царица амазонок Мирина собрала, как говорят, армию в 30 тысяч пехотинцев и 3 тысячи всадников, поскольку они предпочитали в необычайной степени использовать кавалерию на войне».

Однако эти воительницы также в конечном итоге были побеждены могучим Гераклом.

Вот такая история об амазонках. Как говорится, были ли амазонки, не были ли, «современная наука о том не знает». Пишите в комментариях, что думаете по этому поводу.

Источники:

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Переводчики: Г.Ф. Церетели, Н.А. Чистякова

Вергилий. Энеида.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека (ΒΙΒΛΙΟΘΗΚΗΣ ΙΣΤΟΡΙΚΗΣ)

Лисий. Речи

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор

Пишем обо всём, что интересно: история, наука, сверхъестественное, чудеса, тайны.