Анализ картины И. К. Айвазовского "Всемирный потоп"

1589412492-regnum-picture-1532797832192945-normal.jpeg

История замысла и его воплощение: В 1862 году Айвазовский пишет несколько вариантов картины "Всемирный потоп". С течением времени он не раз вернется к данной библейской легенде. Одно из самых известных и лучших полотен будет написано им в 1864 году.

Стиль/направление: символизм.

Характерность жанра для работ художника: Айвазовский знаменит, в первую очередь, как маринист, однако религиозная тематика также присутствует во многих его работах («Крещение армянского народа», «Хождение по водам», «Хаос. Сотворение мира», «Сошествие Ноя с горы Арарат» и другие).

Живописный сюжет. Символическое содержание: сюжет картины очень распространен в искусстве это библейский потом, наказание, которое насылает Господь на Землю за грехи людские. Бог решил истребить практически все человечество за то, что они нарушали его законы, за исключением благочестивого Ноя и его семьи. Ною было поручено построить Ковчег и взять на борт «чистых и нечистых животных». Остальные же должны умереть во время потопа, дабы Земля очистилась (как показывает практика, не помогло...).

Внутреннее содержание образа/ характер: в отличие от многих художников, изображающих Ноя и Ковчег, Айвазовский рисует жертвы, в числе которых не только грешные люди, но и младенцы, и животные. По идее, зритель не должен сочувствовать обреченным, но их страдания изображены очень натурально. С другой стороны, некоторые фигуры тянут руку вверх, смотря в небо. Просят ли они Господа сжалиться или проклинают его? Наверное, и то и другое. Бушующее море и скалы только нагнетают обстановку. Все выглядит очень громоздким, а люди очень маленькими, возникает чувство, что это лишь насекомые, особенно таковыми кажутся люди на заднем плане.

Живописные характеристики произведения, композиция: в своих картинах Айвазовский всегда уделял много места небу, и «Всемирный потом» не стал исключением. Если разделить картину на сегменты, где левый нижний угол точка А, верхний левый точка В, правый верхний точка С, а правый нижний точка D, то мы видим, что сегмент точки А до точки D у нас по факту является одновременно началом жизни (дети) и концом (в силу сюжета). Основные фигуры расположены по нисходящей диагонали BD от Божьего света/Солнца до тонущих людей.

Колорит/доминирующий цвет/сочетание цветов: Айвазовский играет на контрастах: светлые скалы, почти белые люди, прозрачные волны, темное небо, черное море. Вместе с тем удивительно, насколько люди выделяются на фоне скал. Живописец удачно расставляет акценты в толпе: где-то яркая синяя одежда, где-то, наоборот, почти светящаяся белая.

Светотень/блики/рефлексы: светотень выглядит достаточно странно, так как освещены только скалы, на море почти света нет, хотя источник света большой. Яркие блики на волнах, а также на водной глади позади центральных фигур создают некую динамику.

Фактура поверхности полотна/изображения: краска нанесена плотными мазками.

Объём/плоскостность: картина состоит из трех планов, передний план имеет наибольший объем и глубину.

Составляющие композиции: композиция состоит из нескольких значимых фрагментов: световое пятно, скала на переднем плане с людьми, скала на среднем плане с людьми, горы на заднем плане.

Формат: горизонтальный четырёхугольник.

Ритм: определённую ритмику создают волны на переднем плане, а на заднем плане ритм создаётся за счёт размытия гор и темных неба и моря.

Точка зрения: художник выбрал угол зрения несколько выше, чем основная скала, в силу чего мы видим, что там происходит с людьми.

Уравновешенность: картина ассиметрична, поскольку верхний правый угол практически пуст, там только небо, в то время как диагонально противоположный ему нижний левый угол загружен деталями. Если делить картину по линии горизонта, то баланс тоже не соблюдается: на небе только облака, в нижней части картины все детали.

Статичность/динамичность: я бы сказала, что картина динамична, и эта динамика создается волнами, штормом, облаками, а также движениями людей и животных.

Художественное пространство (пространство, преображенное художником): пространство это скалы, которое ограничено бескрайними водами.

Планы: на переднем плане находятся скалы и люди, на среднем размытые горы и частично море, на заднем небо.

Линейное начало: в картине линейное начало ярко выражено, так как художник использует довольно жёсткие, резкие и угловатые мазки, сочетая их с аккуратными и неагрессивными линиями.

Детали: Айвазовский уделяет достаточное внимание деталям: хорошо прорисованные скалы с трещинами и камнями, мелкие птицы, летающие над этими скалами, одежда людей, их различные позы и эмоции, натурально выглядящие животные.

Личное впечатление, полученное при просмотре произведения: я выбрала именно эту картину для анализа, потому что она меня потрясла, когда я увидела ее на выставке. При всей своей любви к живописи, меня мало что впечатляет, однако «Всемирный потоп» был как раз тем, что тогда запомнилось чуть ли не больше всего. Как минимум отсутствие Ковчега уже делает картину более интересной. Но мне понравились животные, особенно слон: его отчаяние, его тяга к жизни заставили меня задуматься о самом библейском сказании почему Бог это сделал? В Библии сказано, что он хотел наказать людей, но ведь животные не при чем, они тоже его дети, но он безжалостно убивает всех. В том масштабе, в котором предстает картина, она очень потрясает. В тот день, когда я ходила на выставку, почти никто не стоял у «Девятого вала», почти все толпились у «Всемирного потопа». Думаю, в этой картине действительно есть мысль, может, и не одна, которая выходит за некие рамки основного сюжета и морали «Будь благочестив, и тебе воздастся» и которая наталкивает на мысли, напрямую не отображенные на полотне.

Понравилась статья! Поделитесь в соцсетях!

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор
VS
VS

Новые статьи