А. В. Луначарский и М. Горький. Часть 4. Биография Горького и творческий путь писателя подробно.

В предисловии к сборнику статей «Отклики жизни», датированном 8 апреля 1906 года, Луначарский писал о намерении дать в одной из своих пьес «драматическую картину роста самых тонких и прекрасных душевных движений в так называемых ,,грубых,, сердцах,  атмосфере братской борьбы за народное право». (А. В. Луначарский. Отклики жизни).

Естественно, что его должны были особенно заинтересовать и взволновать новые произведения Горького, которые как раз и давали эту картину и воспроизводили атмосферу борьбы народных масс за свои права. Первым из этих произведений была пьеса «Враги». Луначарский сообщил Горькому, что в «Вестнике жизни» будет дан разбор «Врагов». Вероятно, в качестве его автора должен был выступить сам Луначарский, который вёл в журнале художественно-критическое обозрение. Здесь он уделял главное внимание драматургии (за 1906 – 1907 года он писал о пьесах Горького, Андреева, Чирикова, Айзмана). Статья о «Врагах» в журнале не появилась, может быть, потому, что журнал в 1907 году на 7-м номере прекратил своё существование. Но в №1 журнала за этот год была напечатана программная статья Луначарского «Задачи социал-демократического художественного творчества», развивавшая и конкретизировавшая в применении к искусству ленинскую идею создания литературы, открыто связанной с интересами и задачами рабочего класса.

Три главные задачи выдвигал Луначарский перед социалистическим искусством: развернуть бичующую, беспощадную критику старого мира, дать яркое изображение пролетарской борьбы за новый мир, раскрывая душу борца (этому отводилось центральное место среди тем социалистического художника) и, наконец, помочь заглянуть в чаемое будущее, дать «предвкушение того широкого, интимного, всеобъемлющего братства, к которому ведёт мир пролетариат путём социализма»*. Начало осуществления этих задач Луначарский видел в творчестве автора «Врагов». Горький для него – первый русский художник, взявшийся «за чисто социалистическую тему и чисто социалистически её обработавший»**, художник, душа которого истосковалась «среди мещанско-артистической пустыни по воде живой» и который начал проникать восхищённым взором в душу пролетария и открывать «красоту нового строя душевного, а через него и красоту нового мира»***.

*,,Вестник жизни,, 1907. №1;

**там же;

***там же.

Можно сказать, что, формулируя основные черты нового, социалистического искусства и намечая его пути, Луначарский не просто занимался отвлечённо-теоретическими построениями, а в известной мере уже опирался на художественную пьесу Горького.

В одном из писем 1907 года Луначарский, который был в курсе текущей литературной деятельности Горького, писал: «С нетерпением буду ждать, Алексей Максимович, Вашего нового большого произведения»*. Речь шла, разумеется, о повести «Мать». С этим произведением Луначарский познакомился уже за границей.

*Архив А. М. Горького.

В 1906 году в Петербурге была издана с предисловием и под редакцией Луначарского брошюра К. Каутского «Русский и американский рабочий». На основании этого предисловия Луначарского обвинили в том, что он «оказал дерзостное неуважение верховной власти, порицал образ правления, установленного российскими основными законами и возбуждал к бунту»*. В обстановке усиливавшейся реакции это грозило арестом и длительным тюремным заключением.

*Цит. По копии обвинительного акта, составленного 30августа 1906 г. (ЦПА ИМЛ, ф. 142, оп. 1, №581, лл. 6 - 7).  

После консультации с адвокатом Луначарский по совету партийных товарищей принял решение эмитировать. Впрочем, готовившаяся судебная расправа была не единственной причиной этого решения. В автобиографической заметке, датированной 10 июня 1907 года, мы читаем: «Острое переутомление, пошатнувшееся здоровье, крайнее недовольство собою как следствие невозможности серьёзных научных занятий, недовольство ходом дела в партии и потребность пересмотреть многое в её былом – всё это толкало за границу». (ИРЛИ, ф.289, оп. 6, №35).

В феврале 1907 года Луначарский покидает Россию. Горький к этому времени прочно обосновался на Капри. Так оба писателя в 1907 году оказались за рубежом и даже в одной и той же стране – Италии. Но встреча их состоялась не сразу.* Судя по письму М. Ф. Андреевой к Луначарскому от 29 июня 1907 года, обе стороны высказывали желание «повидаться», но и тот и другой, занятые большой литературной работой, «прижились к месту»**. Они могли бы увидеться в августе на Седьмом международном социалистическом конгрессе в Штутгарте, поскольку оба были включены Центральным Комитетом РСДРП в состав делегации (Горький – с совещательным голосом). Луначарский на конгрессе присутствовал, но Горький, которого Ленин уговаривал «посмотреть за работой международных социалистов»***, приехать не смог: он спешно заканчивал пьесу «Последние». «Я избран на международный конгресс, но не поехал, некогда, работаю, как пьяный», - писал Горький Е. П. Пешковой.****

*Существует версия о том, что Луначарский был участником V (Лондонского) съезда РСДРП, происходившего с 30 апреля по 19 мая 1907 года (см. указатель имён в ,,Полном собрании сочинений,, В. И. Ленина, т.9, стр. 533). В Лондоне Луначарский и Горький, разумеется, встретились бы. Однако Луначарского на V съезде не было, о чём свидетельствует отсутствие его имени в официальном списке делегатов и гостей съезда (см. книгу: Пятый (Лондонский) съезд РСДРП. Протоколы. Госполитиздат, М., 1963).

**Мария Фёдоровна Андреева. Переписка, воспоминания, статьи. Изд. 2-е, изд. ,,Искусство,, М., 1963, стр. 123.

***В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 47, стр.111.

****Архив А. М. Горького, т. 9. Гослитиздат, М., 1967, стр.32.

В октябре 1907 года Горький (на время перестройки дома на Капри) отправляется в поездку по Италии и прежде всего, попадает во Флоренцию. Здесь-то и произошла встреча, сблизившая его с Луначарским. Луначарский, как свидетельствует одно из его писем, узнал о приезде Горького во Флоренцию из газет.

Общение с критиком-марксистом производят на Горького сильное впечатление. Чуть ли не в каждом письме из Флоренции к К. П. Пятницкому и к некоторым другим корреспондентам мы находим хвалебные и даже прямо восторженные отзывы.

«Вижу много интересных людей, особенно же интересен для меня Луначарский. Это человек духовно богатый, и несомненно он способен сильно толкнуть вперёд русскую революционную мысль»; «Каждый день вижу Луначарского – и всё более убеждаюсь, какой это умник и живой человек»; «Сильно захватывает меня блестящая мысль Луначарского – это парень с будущим». Правда, в последнем письме появляется и нотка критического отношения: «Слишком, пожалуй, книжник, он, кажется, несколько небрежен в отношениях к людям, но  - это ничего!».

Горький проявляет интерес к литературным работам и замыслам Луначарского, прислушивается к его рекомендациям. В эти годы возникает решение о совместной жизни на Капри и совместной работе над историей литературы для народа. Писатель принимает близко к сердцу и семейные дела Луначарского (рождение сына, болезнь жены) и оказывает ему денежную помощь. 

Вскоре, в январе 1908 года, Горький и М. Ф. Андреева приезжают за Луначарским и увозят их на Капри. Дружба писателей и их семей крепнет. В неопубликованных воспоминаниях Анны Александровны Луначарской об этом периоде рассказывается: «Мы уже не мыслили жизнь друг бездруга. Каждое утро к нам приходил кто-нибудь от них (Алексея Максимовича и Марии Фёдоровны) с просьбой обязательно быть у них сегодня к обеду». Архив А. М. Горького.

О том, как Горький относился в это время к Луначарскому, свидетельствует писатель А. А. Золотарёв в мемуарном очерке «Горький-каприец»:    

«Изящный, находчивый, увлекающийся и способны увлечь кого угодно свои зажигательным фейерверком слов, всегда настроенный в бодром боевом тоне, Анатолий Васильевич восхищал в те годы Горького.

« - Это не человек, а какая-то праздничная ракета». ЦГАЛИ, ф. 218, оп.1, №9.

В письмах Горького с Капри мы по-прежнему находим чрезвычайно высокие оценки Луначарского как человека и литературного деятеля.

«Луначарский – человек очень талантливый и, на мой взгляд, у него, как у публициста-философа, блестящее будущее»; «Луначарскому в нашей литературе будет принадлежать место и влияние Н. К. Михайловского, - держу пари. Утверждаю, что влияние его будет и глубже и шире, ибо он богаче знаниями и тоньше интеллектуально»;* «Здесь милейший Луначарский… талантливый и любимый мной человек».

 *Архив А. М. Горького, т.4. Гослитиздат, М., 1954,

Хотите стать автором на нашем сайте!
НАЖМИТЕ СЮДА

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор

Полезные советы на все случаи жизни. Листай журнал, подписывайся и пополняй копилку знаний.