Византийская роскошь двора Ивана Грозного

   Моя постоянная читательница Юлия написала, что хотела бы узнать об одежде на Руси времен Ивана Грозного, и я ее понимаю. Роскошные наряды, драгоценности, меха… Когда видишь всю эту красоту, то как будто попадаешь в сказку. Сейчас мало кто вспоминает об огромном влиянии Византийской империи на развитие нашей страны. Принятие православия обусловило восточноевропейский вектор развития России, с тех пор у нашей страны особый путь, отличный от западного. Конечно, это отразилось и на одежде.

  Молодой человек на фотографии смотрится величественно, такая осанка, такой взгляд. Все потому что он демонстрирует царский наряд работы дизайнера нашего «Музея костюмов» Самодуровой Валентины Васильевны. Титул «царь» был принят Иваном Грозным в 1547 году, и восходит еще к византийскому титулу «кесарь».  Красный, или по – гречески «багряный» кафтан, в то время был из дорогой заморской ткани - парчи, расшитой золотыми нитями. Ожерелье – воротник, распластанный на плечах, окружающий  горло (жерло), атласная ткань крепилась на кожаную и берестяную основу. Ожерелье было украшено жемчугом и драгоценными камнями. Мужское расшивалось в шахматном порядке. На молодом человеке будничная шапка, в те времена с соболиным мехом и драгоценными камнями, царь всегда должен выглядеть великолепно, ведь его считали верховным правителем страны и всего православного мира.

   Для торжественных церемоний и при венчании на царство надевали, конечно же, знаменитую шапку Мономаха – символ самодержавия на Руси, вес которой составлял 993, 66 грамма. Полусферическая форма означала небо и солнце, а устремленный ввысь крест «соединял» царя с предками и делал его законным правителем через связь с божественным. Существует много теорий происхождения головного убора, самая известная написана в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Там говорится о том, что царские регалии византийского императора Константина IX передали его внуку Владимиру Мономаху. Ведь в то время появилась концепция «Москва – Третий Рим». Русским царям было очень важно показать преемственность: Рим пал, передав полномочия Константинополю, а, когда тот был захвачен, настало время третьего – Москвы. Объединение разрозненных княжеств в Московское государство, освобождение от монгольского ига, женитьба великого князя Ивана III на Софии Палеолог племяннице и наследнице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, утверждения византийского герба (двуглавый орел) в качестве государственного оправдывало право Москвы на такую роль.

   В наше время основной версией считается теория историков Г. Н. Бочарова и С. Н. Богатырева, согласно которой, шапка Мономаха была собрана из шлемов сыновей князя Ивана Красного – Дмитрия Донского и Ивана. Позже она перешла к Ивану III. Наряды бояр были похожи на царские, ведь подданным необходимо соответствовать своему правителю. Верхней одеждой была шуба, в то время ее шили мехом внутрь, а снаружи отделывали дорогими тканями: парчой, бархатом, сукном. Шубу обязательно надевали в торжественных случаях. Даже много лет спустя царь Михаил Федорович на празднике сидел летом в шубе. Представляю, как нелегко ему пришлось, но статус обязывал соблюдать традиции и обычаи. Особой радостью для боярина было получить шубу «с царского плеча», значит, он находится на хорошем счету у государя и может получить какие – то привилегии.

   Шикарные костюмы для царя и придворных создавали наши замечательные женщины! Сколько труда и фантазии они вложили, чтобы наряды стали настоящим произведением искусства. Не забывали, конечно, и о себе.

  Таков был идеал женской красоты того времени, и одежда его прекрасно подчеркивала. На девочке наряд боярыни работы дизайнера нашего «Музея костюмов» Мармузовой Нелли Александровны. В то время ношение одного платья считалось неприличным, поэтому боярыни носили по три платья, надевая одно на другое. Верхнее, конечно, самое роскошное – опашень («опахивающий фигуру») из бархата благородного фиолетового цвета знатных особ, опять – таки заимствование византийских традиций. Расклешенный силуэт создает величественный образ, благодаря такому наряду появляется гордая осанка и плавная походка. Воротник, как мы помним, ожерелье, женское расшивалось воредифть (полосками), шапка, в то время украшенная соболиным мехом и драгоценными камнями, таким образом, наряд боярыни мог весить 15 – 20 килограммов. Красота и раньше требовала жертв! Платок из парчовой ткани говорит о том, это наряд замужней женщины. Он полностью покрывал волосы, выйти на люди без платка – значит «опростоволоситься», то есть опозориться. И боярыни должны были так же подчиняться этому правилу, несмотря на статус.

   Конечно, времена этих роскошных нарядов давно прошли, но они живут в народных сказках, которые мы читаем детям и вдохновляют множество режиссеров на фильмы по исторической тематике.

Более подробно о нашем «Музее костюмов» вы можете узнать в группе В Контакте «Музей для детей», Instagram: myzey_kostumov.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор

Я являюсь экскурсоводом "Музея костюмов", который более десяти лет проводит выставки по исторической тематике в детских учреждениях и домах культуры по всей стране. А еще я журналист по образованию, основном, пишу исторические очерки по старинным нарядам, представленным в нашем музее, но и другим темам уделяю внимание. Буду рада отзывам и пожеланиям.