Обострение противостояния в Восточном Средиземноморье между Турцией и Грецией вышло на новый опасный этап. Высшие должностные лица государств-членов НАТО открыто угрожают начать войну друг против друга.
В минувший четверг турецкие истребители F-16 блокировали греческие F-16 у берегов Крита от пролетов над спорными зонами Восточного Средиземноморья, где Турция ведет бурение нефтяных и газовых скважин. В июле греческая и турецкая военно-морские флотилии направились прямо навстречу друг другу, избежав столкновения лишь в последнюю минуту, когда вмешался Берлин, призвав Анкару и приказав турецким кораблям изменить курс. Напряженность обострилась в августе, когда Франция направила в Грецию два военных корабля и реактивные самолеты "Рафаль".
Встреча министров иностранных дел Европейского союза (ЕС) в пятницу в Берлине ознаменовала дальнейший переход к более агрессивной позиции, поддержав Грецию против Турции. После встречи глава внешнеполитического ведомства ЕС Джозеп Борелл заявил: “Мы четко и решительно отстаиваем интересы Европейского Союза и солидарность с Грецией и Кипром. Турция должна воздержаться от односторонних действий.”
Борелл указал, что ЕС может принять экономические санкции, чтобы задушить турецкую экономику в этом месяце. Он добавил, что более широкие “ограничительные меры могут быть обсуждены в Европейском Совете 24-25 сентября”.
В тот же день президент Эммануэль Макрон выступил с экстраординарной угрозой, сравнив французское развертывание в Греции с политикой “красной линии”, когда Франция, Великобритания и Соединенные Штаты бомбили Сирию. Эта бомбардировка 2018 года, основанная на ложных утверждениях о том, что сирийский режим применил химическое оружие, заставила Москву ускорить наращивание сирийской противовоздушной обороны.
Макрон заявил, что его политика основана на мнении, что агрессивные военные действия - это единственный путь вперед. “Когда речь заходит о суверенитете Средиземноморья, я должен быть последовательным в делах и словах. - сказал он.
Турецкие официальные лица ответили в эти предупреждения, что греческая политика, поддерживаемая ЕС, может спровоцировать войну. Они ссылались на угрозы премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса расширить исключительную экономическую зону Греции с шести до 12 миль—в том числе вокруг греческих островов непосредственно у берегов Турции—и сообщения о том, что Греция усиливает свои наземные силы на этих островах.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: "их цель-заточить нашу страну, имеющую самую длинную береговую линию в Средиземном море, в прибрежную полосу, с которой можно ловить рыбу только удочкой". Анкара уже застолбила обширные морские претензии, блокируя проектируемые газопроводы из Израиля, через Кипр и Грецию, в Италию.
Конфликт в Восточном Средиземноморье - это результат десятилетий империалистических войн, особенно войн НАТО в Ливии, Сирии и Ираке с 2011 года. Эти войны погрузили Ливию в десятилетнюю гражданскую войну и вызвали разрушительную опосредованную войну между поддерживаемыми НАТО ополченцами и поддерживаемым Россией, Китаем и Ираном режимом в Сирии. Теперь соперничество за подводную нефть и газ зажгло фитиль в регионе, который, как и в начале Первой мировой войны в 1914 году, грозит перерасти из региональной в глобальную войну.
Как турецкое, так и греческое правительства, опустошенные десятилетием жесткой экономии ЕС, непопулярны и стремятся поддержать себя, разжигая военную лихорадку. Эта политика разворачивается, однако, в водовороте глобальных конфликтов из-за рынков и стратегических преимуществ, подобных экономическому соперничеству, которое ввергло Европу в Первую мировую войну и которое неустанно подпитывает Средиземноморское противостояние.
С геополитической точки зрения этот регион имеет решающее значение не только для усилий США и Европы по восстановлению своих позиций на Ближнем Востоке и в Африке после поражения в Сирии, но и для энергоснабжения Европы, а также для попыток Китая наладить торговые связи с Европой через Ближний Восток.
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.