Двенадцать знаменитых женщин Средневековья

Женщины в средние века часто характеризовались, как граждане второго сорта, Церковью и патриархальной аристократией. Статус женщины был несколько повышен в позднем средневековье, когда культ Девы Марии, в сочетании с романтической литературой о придворной любви, изменил культурное восприятие женщин, но, несмотря на это, женщины, по-прежнему считались подчиненными мужчинам, из-за библейского Повествования и учения Церкви.

Тем не менее, в Средние века было много выдающихся женщин, которые могли выйти за рамки социальных норм, чтобы жить так, как они сами себе выбирали, и претендовать на положение власти, традиционно связанное с мужчинами. Почти в каждом случае, эти женщины были из высшего класса и имели немного большую социальную мобильность, чем низкие классы. Но, есть записи, четко указывающие, что женщины в средние века, работали вместе с мужчинами в гильдиях и были востребованными художниками, писателями, иллюстраторами, ремесленниками и монархами.

Ученые делят средневековье на три периода:

  • Раннее средневековье - 476-1000 гг.
  •  
  • Средний период средневековья - 1000-1300 гг. н.э.
  •  
  • Позднее средневековье - 1300-1500 гг.

В течение этих трех эпох было много известных женщин, но следующие двенадцать являются одними из самых значимых:

  • - Императрица Феодора Византийская;
  •  
  • - Хильда Уитби;
  •  
  • - Просветительница Энде;
  •  
  • - Этельфлед Мерсийская, Леди мерсийцев;
  •  
  • - Матильда Тосканская, Матильда из Тосканы;
  •  
  • - Хильдегарда Бингенская, Хильдегард из Бингена;
  •  
  • - Элеонора Аквитанская;
  • - Мария де Франс;
  •  
  • - Джулиана Норвичская;
  •  
  • - Кристина де Пизан;
  •  
  • - Марджери Кемпе;
  •  
  • - Жанна д'Арк.

Многие из этих женщин значительно повлияли на свое время, а также на последующие поколения, благодаря своему видению и способности действовать в соответствии с этим видением. Как женщины воспринимались обществом сквозь призму Церкви, как они считались законными и социальными субъектами, и как они фактически проживали свою жизнь, никогда не было для каждой одинаковым, но женщины, названные выше, контролировали свои ситуации и могли жить, как независимые личности, равные мужчинам, в патриархальном обществе.

Ученый Эйлин Пауэр комментирует:

Положение женщины часто рассматривается как критерий, по которому можно судить о цивилизации страны или возраста. Положение женщины - это одно в теории, другое в правовом положении, следующее в повседневной жизни. В средние века, как и сейчас, различные проявления жизни женщин переплетались друг с другом, и не полностью совпадали; истинное положение женщин было смесью всех трех критерий.

Церковь оказала наибольшее влияние на то, как женщины воспринимались, через учение Библии. Ева или Иезавель противостояли знаменитым библейским героиням, таким как Руфь или Дебора, Дева Мария или Мария Магдалина, и в посланиях Апостола Павла указывалось, что мужчины превосходят женщин, а женщины должны подчиняться мужской власти. Несмотря на то, что большинство женщин смогли утвердиться в последней части средневековья, некоторые сделали это – в раннем средневековье.

1.    Феодора Византийская

Теодора (ок. 500-548 гг. Н.э.) была актрисой в Константинополе (и, возможно, проституткой), которая приняла христианство и занялась прядением шерсти и ткачеством, как профессией. Как она познакомилась с будущим императором Юстинианом (ок. 527-565 гг. Н. Э.), неясно, но он был настолько влюблен в нее, что изменил закон, запрещавший королевской власти жениться на актрисах, и сделал ее своей женой и партнером по правлению.

Феодора была императрицей, женщиной-монархом с силой, равной императору, и Юстиниан регулярно прислушивался к её советам. Самый известный пример этого - когда она отговаривала Юстиниана и его помощников от бегства из города, во время городских беспорядков, в 532 году нашей эры.

Говорят, что она ловко признала суд и знала, что женщина не должна говорить в присутствии мужчин, но сложившаяся ситуация требует крайних мер. Затем она посоветовала своему супругу, не бежать из города, чтобы сохранить свою жизнь. Юстиниан принял ее совет и решил проблему, а не убегал от нее. Пара управляла Византийской империей совместно, до смерти Феодоры, которая умерла, возможно, от рака молочной железы, в 548 году нашей эры.

2.  Хильда Уитби

Хильда (л. 614-680 н.э.) была знатной женщиной. В первые годы существования Королевства Нортумбрия. Она избрала жизнь благочестия и преданности человеку при дворе. Хильда «выросла» из новичка до настоятеля своего ордена и основала аббатство Уитби, которое стало центром обучения и культуры. Хильда была способным администратором, который заботился о многих аспектах управления значительной частью имущества аббатства, и всегда была доступена для совета и поддержки.

Она известна как покровитель поэтов за то, что вдохновила пастуха Кедмона написать свой знаменитый гимн, самое старое из сохранившихся стихотворений на древнеанглийском языке. В 664 году король Нортумбрии – Освиу, выбрал аббатство Хильды, в качестве места для Синода, который решил принять римский католицизм, за кельтское христианство, в качестве официальной религии региона, и он сделал это из-за репутации Хильды, за мудрость и силу ее совета. Хильда стала еще более известной после ее смерти, когда ей приписали множество чудес, и ее почитали, как святую.

3.  Просветительница Энде

Хорошо известно, что к 13 веку н.э., женщины были вовлечены в производство книг, в качестве писцов, иллюстраторов и просветителей рукописей. Но, благодаря работам Энде, ясно видно, что женщины были вовлечены в этот процесс, еще в 10 веке н.э.

Энде была монахиней в монастыре в Испании, когда она начала работать над рукописью, теперь уже известной, как Герона Беатус, составленная монахом Беатусом из Либаны в c. 786 г. н.э. Рукопись, в настоящее время размещенная в соборе Жерона в Каталонии, что в Испании. Она подписана художниками, работавшими над ней, и включает в себя строку «Ende pintrix et Dei adiutrix» (Энде, художник и Божий помощник). Женская форма латыни ясно показывает, что осветитель был женщиной.

Другие женские осветители и писцы, известны из более поздних веков, в том числе Гуда (12 век н.э.) и Кларисия (13 век н.э.), но Энде является самым ранним, из известных на сегодняшний день, писцом рукописей.

4.  Этельфлед Мерсийская, Леди мерсийцев.

Этельфлед (ок. 911-918 гг. Н.э.) была дочерью Альфреда Великого (ок. 871-899 гг. Н.э.) и стала королевой Мерсии, после смерти ее мужа Этельреда II. Будучи дочерью Альфреда, который верил, что грамотность поощряет благочестие, она была высокообразованной и культурной. При ее дворе был известный культурный центр, в котором ее племянник Ательстан, будущий король англосаксов и первый король Англии, вырос под ее покровительством.

Она наиболее известна, как Леди Мерсийцев, которая победила викингов в битве, при Честере в 907 году, тщательно продумав оборону города, как наступательную засаду. Этельфлед заключила союзы с ирландскими наемниками, чтобы помочь защитить своё королевство; спланировала и организовала города и деревни для максимальной эффективности и эстетической вида; работала со своим братом Эдуардом Старшим из Уэссекса, над защитой регионов от дальнейших набегов викингов; поднимала экономику. После ее смерти, ее дочь Элфвинн, на короткое время сменила ее, прежде чем Эдвард перевёл ее королевство в Уэссекс.

5.  Матильда Тосканская, Матильда из Тосканы.

Матильда (1046-1115 гг. н.э., также известная как Матильда из Каноссы) была одной из самых влиятельных женщин средневековья и с выдающейся политической силой в средневековой Италии. Она наиболее известна своим военным мастерством в защите своих земель от агрессии Генриха IV Священной Римской империи (ок. 1056-1105 гг. Н.э.) и имела сильный авторитет перед папой Григорием VII (ок. 1073-1085 гг. н.э.).

Матильда лично руководила военными операциями и экспедициями, умело руководя государственными делами, включая управление обширным королевством. После смерти Григория VII, Матильда продолжала защищать папство, и ее правление длилось, до окончательного поражения Генриха IV в битве, в 1095 году нашей эры. В 1111 году она была коронована Императорским викарием и вице-королевой Италии Генрихом V.

6.  Хильдегарда Бингенская, Хильдегард из Бингена.

Хильдегард (1098-1179 гг. н.э.) была немецким эрудитом; мистик, целитель, ученый, провидец, писатель, композитор и аббат, которая утверждала, что получала видения от Бога с трехлетнего возраста и никогда не сомневалась в их истинности.

Известно, что в 1150 году она получила видение от Бога, который утверждал, что она должна завоевать Рупертсбург и там, создать свои законы и приказы. Когда её запрос отклонили, она настаивала на своём, пока он не был удовлетворен. Священнослужитель женского пола, стоявшая перед начальником мужского пола – такое, никогда не заканчивался хорошо для женщины, и все же Хильдегард одержала победу и даже основала второй орден самостоятельно, обосновавшись в Рупертсбурге.

Она никогда не получала какого-либо образования, но была очень грамотной, а также хорошо разбиралась в музыкальных композициях. Хильдегард регулярно переписывалась с другими военнослужащими, и оставляла большую коллекцию писем в дополнение к своим литературным, религиозным, научным, медицинским и музыкальным произведениям.

7.   Элеонора Аквитанская

Элеонора (1122-1204 гг. н.э.) была королевой Франции, королевой Англии, женой двух королей, матерью короля Ричарда I («Львиное сердце»), короля Иоанна Великого (Безземельного), Мари де Шампань (покровительница Кретьена де Труа), Алисы Французской, Вильяма и Иоанна Английского, Готфрида Первого и Матильды, Генриха Молодого и Филиппа, а так же Элеоноры Английской.

Она лично участвовала во Втором Крестовом Походе вместе со своими фрейлинами, якобы ехавшими в одной карете, чтобы отвлечь сарацинов. Ее достижения были многочисленны, но среди них была ее главная роль – покровительницы искусств, которая поощряла развитие концепций куртуазной любви и рыцарства во французской литературе. Хотя влияние этих концепций на средневековое общество все еще обсуждается, есть свидетельства того, что работы таких авторов, как Кретьен де Труа и Андреас Каппелан, значительно повлияли на аристократию, чтобы рассматривать женщин больше, как личность и меньше, как собственность.

8.  Мария де Франс

Мари (ок. 1160-1215 гг. н.э.) была многоязычным французским поэтом, переводчиком и протофеминисткой, наиболее известной своей поэтической работой «Lais of Marie de France», которая популяризировала концепцию куртуазной любви, рыцарский кодекс и силу женщины.

Она признана первой женщиной-поэтом Франции, но, большую часть своего времени проводила в Британии, и была тесно знакома с Генрихом II и его женой Элеонорой Аквитанской.

Ей обычно приписывают создание средневекового жанра рыцарской литературы, но это оспаривается и на том основании, что Андреас Каппелан и Кретьен де Труа - два известных «пионера» этого жанра – писали, в одно и то же время, и, вероятно, для одной и той же покровительницы – Элеоноры, и ее дочери Марии де Шампань.

Поэзия и басни Мари де Франс были очень популярны среди аристократии Франции и Англии, хотя они прямо оспаривали положение Церкви в отношении женщин, как слабого пола, подчиненных мужской власти. В поэзии Мари часто фигурируют сильные женщины, которые доминируют над мужчинами и способны управлять своими собственными судьбами, даже, если они в конечном итоге, разрушаются их сопротивлением патриархату.

9.   Джулиан Норвичская, Юлиана Норвическая.

Юлиана (1342-1416 гг. н.э., иногда называемая, как леди Юлиана Норвичская) была мистиком, провидцем и автором шедевра религиозной литературы «Откровения божественной любви». Фактическое имя Джулианы неизвестно, и ее псевдоним происходит, от ее места жительства – в церкви Святого Джулиана в Норвиче, Англия.

В мае 1373 года Юлиана поверила, что она умирает и, лежа на кровати, получила от Бога несколько видений, которые она записала, вскоре после болезни. Она расширила свою оригинальную рукопись спустя годы, развивая свои прежние мысли в большей степени.

Ее основное послание, было сосредоточено на сострадании Бога и любви ко всем, и она расширила возможности женщин, сравнив Божью любовь с любовью матери, которая принимает ошибки всех своих детей, без осуждения. Гнев и осуждение, которые так часто встречаются в официальном положении Церкви, исходили не от Бога, а от людей, потому что Бог имел в виду только лучшее для человечества и, как она писала, «все будет хорошо, и все будет хорошо несмотря на то, как могут повернуться обстоятельства».

Ее работа была неизвестна до начала 20-го века нашей эры, когда она вдохновляла и влияла на таких поэтов, как Т. С. Элиот, но в свое время, она была известна своим советом и, как известно, повлияла на средневековую мистику Марджери Кемпе.

10.                   Кристина де Пизан

Кристина (1364-1430 гг. н.э.) была первой профессиональной писательницей в Европе, советником королей и аристократии и протофеминисткой, чьи произведения были очень влиятельны в свое время, и продолжали существовать в последующие века.

Кристина была замужем за аристократическим секретарем суда, который умер от чумы в 1389 году нашей эры. Не имея возможности прокормить себя, своих детей и свою пожилую мать, Кристина обратилась к письму. Отец поощрял ее литературные занятия. Хотя она не была образованной, она умела читать и писать, и, никогда не считала отсутствие профессиональной подготовки препятствием для успеха.

Она наиболее известна благодаря «Книге Города Дам» и «Книге Трех Добродетелей», также известной как «Сокровище Города Дам», опубликованной в 1405 году нашей эры. Первая книга – её опровержение женоненавистнических характеристик средневекового автора Жана де Мёна в его популярном романе «Розы», а во второй – практическое руководство для женщин по уходу за собой, своими финансами, мужем и сословиям. Ее работы были довольно популярны при ее жизни, и ее часто искали, чтобы получить совет.

11.                      Марджери Кемпе

Марджери (1373 - c. 1438 г. н.э.) была христианским мистиком, которая описала свой опыт и видения, чтобы создать первую автобиографию на английском языке, книгу о браке с Кемпе.

В своей жизни и работе, она постоянно бросала вызов патриархату Церкви, и ее неоднократно судили за ересь, но она никогда не была осуждена. Ее преданность Богу и вера в истинность видений, которые она получила, не позволяли ей молчать о своей вере, и она часто публично свидетельствовала о них в общинах, где она жила.

Запрет на женское духовенство и библейские наставления против женщин, обучающих мужчин или говорящих в присутствии мужчины, привел к дальнейшему конфликту с духовенством, а также с мирянами городов, в которых она жила.

Маржери посетила Джулиану из Норвича в c. 1413 г. н.э. для проверки ее видений и мистических переживаний, которые ей даровал Бог. Кемпе была или неграмотна полностью, или плохо образована, поэтому продиктовала ее книгу, лишь частично, чтобы охватить более широкую аудиторию, чем она могла на то время.

12.                    Жанна д'Арк

Жанна (1412-1431 гг. н.э., также известная, как Жанна д'Арк) была французским провидцем-мистиком и военачальником, известная своими победами в Столетней войне и трагической смертью в, результате казни в 1431 году н.э.

Д,Арк утверждала, что получила послание от Бога в видении трех святых, которые явились ей, когда ей было 13 лет, направляя ее изгнать англичан из Франции и обеспечить коронацию дофина в Реймсе. Жанна, бедная фермерская девушка, не имеющая военного опыта, выстояла через неоднократные препятствия и оскорбления со стороны французских военных чиновников, пока ей не предоставили доступ к оружию и доспехам, и не разрешили присоединиться к армии.

Она сняла осаду Орлеана, победила ведущих бойцов, и впоследствии, участвовала в стратегических и тактических боях, но была захвачена бургундскими союзниками англичан и передана английскому трибуналу, который казнил ее за ересь в 1431 году н.э. путем сжигания на костре, Жанне было 19 лет на момент ее смерти. Приговор суда был впоследствии признан недействительным, и в настоящее время Жанна считается одним из покровителей Франции.

Заключение.

Конечно, в Средние века было много других знаменитостей. Некоторые из них - немецкий драматург и поэт Хроцвита (10 век н.э.); шотландская королева Груох (11 век нашей эры), модель для шекспировской леди Макбет; итальянский врач Трот Салерно (ок. 1100 г. н.э.); Жанна де Клиссон (ок. 1300-1359 гг. Н.э.), бретонский пират и итальянский писатель-феминистка / гуманист Лора Черета (1469-1499 гг. Н.э.).

Имена многих других женщин известны из судебных документов, деловых сделок, продажи земли и успешного ведения бизнеса их покойного мужа, их собственного бизнеса, а также управления поместьями и ценными членами средневековых гильдий.

Леди Элеонора Монфорская (также известная как Элеонора Английская, ок. 1215–1275 гг. н.э.) так же успешно смогла договорилась о капитуляции Дуврского замка, что ее сторонники были помилованы, а Брунгильда австралийская (ок. 543–613 гг. Н. Э.) управляла франкскими королевствами Австразии и Бургундия.

Без сомнения, было много других женщин, которые также жили в Средневековье, но имена которых теперь потеряны, потому что они остались незамеченными мужчинами-писателями своего времени. Имена этих женщин известны в наши дни не потому, что патриархат того времени ценил их, а вопреки той социальной иерархии, которая лишала женщин возможности выражения и автономии, среди мужчин.

******
******

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор

Полезные советы на все случаи жизни. Листай журнал, подписывайся и пополняй копилку знаний. Блокнот советов на ЛиРу - https://www.liveinternet.ru/users/sovet7ya/profile, по рубрикам