Забытая робинзонада: «несчастный англичанин», которому удалось выжить.

История «несчастного англичанина», в начале 17-го века оказавшегося выброшенным на скалистый островок неподалеку от побережья Шотландии, практически неизвестна российским читателям.

Человек, который потом дали прозвище «несчастный англичанин» плыл по каким-то своим делам из Англии в Ирландию на большой шлюпке. На беду команды и пассажиров, суденышко было захвачено французскими корсарами, однако сразу же после этого разразился сильный шторм, и нервные французы  поспешили  вернуться на свое судно. Судя по всему, шлюпка с тремя оставшимися на борту пассажирами потеряла управление, и его начало носить по волнам.

Судя по всему, плавание «без руля и ветрил» длилось не меньше недели; ни британского, ни ирландского берега не было видно, равно как и кораблей, которые могли бы оказать помощь несчастным. Из пищи у пассажиров был  только сахар, который не успели забрать корсары, а воды и вовсе не было, и они дошли до такой степени жажды, что начали  пить собственную мочу. Один из скитальцев  скончался, а другой был почти при смерти.

Спасло бедолаг  лишь то, что на горизонте вскоре появился маленький клочок суши. При подходе к нему лодка разбилась о рифы, но им все-таки  удалось  выбраться на берег  островка который был, по сути, голой скалой, на которой не росли ни деревья,  ни трава, и отсутствовали источники пресной воды. Единственным следом человеческого присутствия было странное мегалитическое сооружение в виде двух вертикально стоящих больших камней, на которые  был положен третий камень. Быт может, остров посещали  язычники, которые использовали его в качестве сакрального места для проведения своих обрядов?

Однако на дворе был 17-ый век,  и описываемые события происходили не в устье реки Ориноко, а в Европе. Обнаруженная конструкция оказалась не алтарем для жертвоприношений, а более прозаическим приспособлением, служившим чем-то вроде стола для высушивания рыбы, воздвигнутым рыбаками; иногда друзья, чтобы скрыться от непогоды, спали прямо под ним.  Тот  факт, что клочок суши, на который они попали,  посещали рыбаки, внушал потерпевшим кораблекрушение надежду. Пока же главной их пищей стало мясо тюленей и чаек, которое они высушивали на ветру и солнце. Иногда отшельникам удавалось найти расщелинах скал яйца морских птиц, которые они тут же съедали. Инструментов, чтобы разжечь огонь, у них с  собой не было, а добывать его  путем трения  они так и не научились. По счастью, у них имелся  нож, который можно было  охоты,  разделки мяса и хозяйственных работ.

Оказалось, что на островке можно было найти пресную воду, которая скапливалась в импровизированных бассейнах в расщелинах скал; впрочем,  морские волны, то и дело накатывавшие на остров, быстро превращали пресную воду в соленую.  Товарищам по несчастью удалось  построить  некое подобие хижины, или, скорее, навес из обломков лодки, в котором они укрывались от непогоды. Совместное проживание было недолгим, потому что товарищ англичанина  уже через несколько недель бесследно исчез. «Несчастный англичанин» так и не узнал,  совершил ли тот, в порыве отчаяния, самоубийство, или просто по неосторожности  упал  со скалы, когда охотился за птичьими яйцами. 

Вскоре после этого исчез и единственный инструмент отшельника, - нож; по каким-то причинам  он  решил, что его унесли птицы. Гибель товарища, с которым он делил все тяготы жизни на острове, и наступившее одиночество еще более усилило страдания  несчастного. Он впал в депрессию, и уже начал думать о  том, чтобы   покончить жизнь самоубийством (нечто подобное происходило и с реальным Александером Селькирком, и с выдуманным Робинзоном Крузо) и остановило его только то, что такой конец был недостоин христианина и запрещен церковью.  Отшельник  продолжил борьбу за существование, и даже сделал новый нож из большого гвоздя,  который выковырял из обломков лодки.

Наступала зима, остров начал покрываться снегом (напомним, что действие происходило не в тропиках, а у берегов Шотландии); иногда, проснувшись поутру, островитянин  не мог  выбраться наружу из  своей хижины, занесенной снегом. Чтобы добывать пищу, он придумал новую уловку: высовывал в щели своего жилища палку, смазанную тюленьим жиром, и когда чайки садились рядом, ловил их. Несчастный  был уже готов к тому, что ему придется окончить свои дни на острове,  но прошел год, и удача улыбнулась ему. Спасителем  отшельника  стал некий фламандский купец по имени Пикмен, энергичный человек, прославившийся тем, что  организовал подъем со дна моря корабельных пушек  испанской «Великой армады».

Страдания настолько истощили несчастного, что моряки  сначала подумали, что имеют дело с призраком; судя по описаниям его спасителей, он был черен от загара и грязи, наг и необыкновенно тощ.  Моряки сочувственно   отнеслись к его страданиям, кормили и ухаживали за ним, и в скором времени отшельник пошел на поправку. Он-таки попал в Ирландию, куда первоначально направлялся – но лишь год спустя и далеко не в том состоянии, чтобы предпринимать какие-либо активные действия или искать работу.  Чем он там занимался неизвестно; по слухам, некие  добрые люди (как известно, мир не может существовать  без них), услышав его необыкновенную и удивительную историю, снабдили продуктами и деньгами и помогли несчастному вернуться  обратно в Англию. 

Как явствует из этой истории, робинзонады случаются  не только в южных морях, но и в Европе,  в непосредственной близости от цивилизованных мест. Этот случай  в чем-то напоминает историю  Робинзона. Остров, на котором оказался  герой рассказа,  был дик и необитаем, хотя его периодически посещали местные рыбаки (увы, не оказавшиеся в нужном месте в нужное время).  «Несчастный англичанин»  боролся за выживание в одиночку, а товарищ, вместе с которым он оказался на острове (Пятница?),  погиб практически  сразу же. Год, в сравнении с 28-ю годами отшельничества Крузо – небольшой срок, однако учитывая суровость климата тех широт и скудость природы крошечного острова, его можно, что называется зачесть за два или даже за четыре.

Главная мораль этой истории заключается в том, что отшельник, благодаря  своему мужеству, выдержке и толике везения, сумел выйти победителем в тяжелой  борьбе со стихиями. Другое дело, что условия, в которые он попал, были слишком суровыми, а ресурсы острова крайне ограничены, поэтому  все  силы «несчастного англичанина» уходили исключительно на борьбу за выживание. Думаю, что и сам Робинзон Крузо, окажись он в подобного рода ситуации, не смог бы сделать большего, чем  это удалось герою нашей истории.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор