Загадочные зооморфные боги Древнего Египта

Появление зооморфных богов Древних Египтян уходит корнями в эпоху неолита, когда на берегах Нила начали появляться первые поселения - номы. Что стало причиной зооморфности главных египетских богов до сих пор не до конца понятно. Но, мы попробуем внести ясность в этот вопрос.

Зоолатрия – религиозный культ, основанный на почитании животной формы

В комплексе с анимализмом, теротеизмом, тотемизмом, этот культ служил для поклонения богам, появляющимся в теле животных. Это самые древние религиозные представления человечества. Например, в Северной Америке поклонялись медведю, в Южной Америке – ягуару, в Южной Азии – змее и тигру, в Океании – акуле.

В Древнем Египте каждое племя имело своего тотемного животного. Мемфис – быка, Бубаст – кошку, Эдфу и Летополис – сокола.

Египетские номы и их боги

Доминирование определенной формы бога зависело от того,  в каком климате,  с каким типом растительности, рельефом, и животным миром, располагалось поселение. Кстати ном – слово греческое, египтяне называли свои племенные селения сепат или спат.

Каждый ном обладал своим пантеоном божеств, которые воплощались в форме деревьев, камней, небесных тел, животных и насекомых. Само поселение также персонифицировалось тотемным животным. Например, Гермополь имел облик зайца, в которого воплощалась богиня Унут.

Во времена поздних династий божества объединялись в Триады и Эннеады, во главе каждого союза стоял демиург.  

Самые почитаемые Триады Древнего Египта

Фиванская Триада, включала бога солнца Амона, его супругу Мут, богиню неба и их сына Хансу, бога луны. Уже в XVI–XIV вв. до н.э этот союз вышел на уровень государственного культа. В этот же период царствующий фараон получил статус бога Амона.

Мемфисская Триада – Птах, покровительствующий ремеслам, искусству, и по совместительству божество справедливости. Его супруга Сехмет, богиня войны, и их сын Иефертум, покровительствующий растительному миру. 

Великая Эннеада египетского мира

Во времена правления фараонов дельта великого Нила представляла собой болото, в определенные периоды, превращающееся в огромное озеро. Возможно, поэтому вода у древних египтян отождествлялась с хаотическим божеством воды Нун. В водах этого первозданного океана родился бог Атум. Он создал сам себя, и стал первым богом на Земле. Ему нужен был хоть клочок суши, но вокруг него была лишь вода, Нун. И тогда Атум поднял из воды холм Бен-Бен, а кроме этого, Атум создал богов. Из его дыхания родился бог воздуха Шу, из плевка – богиня влаги Тефнут. Шу и Тефнут создали брачную пару, их детьми стали бог Земли Геб, богиня неба Нут, и они тоже полюбили друг друга, родив Хора, Осириса, Нефтиду и Исиду. Заплакав от радости, Атум полил слезами землю, породив человечество. 

Так появилась Эннеада, великая девятка египетских богов.

Додинастические боги Древнего Египта

Древнейшее египетское антропоморфное божество – бог плодородия Птах. Его изображали в виде мумии, держащей в руке посох Уас, оплодотворяющий землю. Мумия  - олицетворение праха земного, из которого происходит все сущее. Но и до Птаха, египтяне поклонялись природе, олицетворяемой богом Мином. Позднее два бога плодородия древнего Египта трансформировались в культ Осириса. И возникла одна из значимых триад богов плодородия: Мин-Птах-Осирис.

Бог – творец 

Хнум – бог, сотворивший людей, изображался в виде человека с головой барана, или в виде самого барана, с закрученными рогами. Существует версия, что Хнум, слепивший первых людей, на гончарном круге, не зря имеет форму барана. Это животное – одно из первых одомашненных людьми. 

 Смотрим в глубь веков

  Истоки зооморфизма Древнего Египта исследователи нашли в поселении Чатал Хююк, периода неолита. Самый ранний культурный слой, относится к 7 тысячелетию до нашей эры. Здесь были найдены скульптуры, так называемых, неолитических мадонн, а также головы быков, вырезанные из камня. В храмах Чатал Хююка главное место занимают статуи животных, баранов, быков, оленей. В скульптурах воплощается основная идея тотемизма – возможность зачатия от животных, растений, объектов природы. 

Еще более древний храм Гебекли-Теп украшен вырезанными из камня животными: кабанами, лисами, львами, быками, газелями. Здесь можно найти и изображения птиц, например, грифа, с которым были связаны первые похоронные обряды у огнепоклонников. 

В древнем мире животные были источником достатка и благополучия, это касается одомашненных коров, баранов, овец. Но, выйдя за пределы обитаемой зоны, человек неизбежно сталкивался с дикими животными, часто смертельно опасными. Воплощая богов в их форму, человек как бы одомашнивал диких животных, понижая планку страха, и тревожности. Свой – значит его можно попросить о покровительстве, о защите, заключить, такой себе пакт о ненападении. Насколько хорошо это работало, мы уже не узнаем, результат поклонений богу-животному скрыт веками. Но, мы можем любоваться прекрасными скульптурами и росписями на стенах, оставленными нам древними египтянами, и пытаться расшифровать древние загадки.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи