Как планировать обучение: цель, маршрут... Скорость?

Есть прописные истины и незыблемые правила при проектировании обучающего курса. Первое из главных — постановка цели. Цель — отправная точка для полета творческой мысли тренера, составителя занятия, курса или простого упражнения. А куда и как идти? Или лететь? Или ползти? Проще говоря, в каком направлении и с какой скоростью двигаться? Для того чтобы составить маршрут обучения и разработать программу путешествия, важно определить на карте где сейчас находимся и куда придем. То есть, что на данный момент умеем и что еще нужно уметь для решения какого-либо вопроса.

Цель обучения поставили, маршрут заложили. А скорость?

Итак, у нас уже есть две ключевые координаты маршрута — откуда и куда. Но что дальше? Мы пойдем пешком, поедем на скоростном поезде или полетим на звездолете во вселенную новых знаний? А может мы погрузимся в батискафе на неимоверную глубину своих компетенций? Что из этого выбрать?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, опять возвращаемся к целям и уточняем сроки. Сколько у нас есть времени на обучение? Пеший маршрут поможет не спеша пройти горами, лесами и полями. Рассмотреть цветочки, понюхать и попробовать на вкус. С опытным спикером это вполне безопасно, потому, что в аптечке у него обязательно есть необходимые лекарства, а также навыки промывания желудка и мозгов (имеется в виду обратная связь в формировании навыков). Зато точно, запомним, чего делать не следует, а что выполнять обязательно.

Определяем время в пути

Вопрос времени для тренера особенно актуален, потому, что, как правило, очень нужно и крайне важно быстренько изучить материал с нуля, сформировать навык и уметь его свободно применять в рабочем процессе. Все в короткие сроки. И так не бывает. Почему? Для ответа можно использовать идею из книги Джулии Дирксен «Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным». Суть заключается в том, что обучение влияет на слои изменений. Одни слои, легко изменить, другие потребуют времени и усилий. Есть такие слои, которые являются самой основой — фундаментом. Как фундамент здания может простоять без значительных изменений десятилетиями и столетиями, так и слои такого уровня практически невозможно подвергнуть изменениям — это личность человека.

Сами слои, в свою очередь, идея Стюарта Брента, которую он отразил в своей работе «Как обучаются здания: что происходит после того, как они построены?»

 

Если взять в качестве примера уже построенное здание, то можно представить его слои таким образом:

  • Внутреннее убранство помещения, дизайн интерьера.

  • Каркас — стены, коммуникации.

  • Фундамент — основа, на которой все держится.

 

Интерьер можно менять достаточно легко и часто, не прилагая очень больших усилий. Добавить ярких подушек, сменить шторы, повесить картину. Такие приемы востребованы как в интерьерных решениях, так и в жизни. Различные инструменты, которые мы получаем на тренингах, могут не влиять на наши «тяжелые» навыки, профессиональные достижения, но делают наш быт более разнообразным, ярким. С ними нам легко, просто и удобно решать самые разные вопросы. Важно не применять к сложным вопросам декоративные приемы.

Для того чтобы изменить планировку или коммуникации, потребуется много времени, сил и ресурсов. Быстро выполнить все необходимые строительные работы невозможно. Это глубинные изменения, которые меняют наш подход к проблемам, наше мировоззрение. Мы получаем высшее образование, осваиваем новую профессию и выходим на совершенно иной уровень компетенций.

Фундамент не подвергается изменениям, он основа, которая держит всю конструкцию. Изменить сущность личности практически невозможно. Да и не нужно. Здесь очень пригодится вопрос «Как можно применить новые знания?». Важно понимать, что если новая конструкция не подойдет фундаменту, не станет с ним единым целым, а будет находиться в конфликте, то лучше поменять конструкцию.

 

По словам Брента «быстрые» слои притягивают к себе основное внимание, «медленные» обладают всей властью.

Результат обучения: что нам это дает?

На этапе планирования обучающего курса важно учитывать глубину изменений и соотносить время, которым мы располагаем. Чем глубже изменения, погружение в слои, тем больше времени и ресурсов это займет.

Если ситуация требует быстрых изменений в поведении сотрудников, то смена дизайна поможет оперативно решить острые вопросы. Например, сотруднику по подбору персонала необходимо увеличить число согласных на первичное собеседование. Для этого следует делать больше звонков. Желательно продуктивных. В качестве быстрого (декоративного) решения можно подготовить шаблон опроса, заготовки для отработки возражений и т. д.

Это, конечно, не сделает нашего сотрудника высококлассным специалистом. Для этого нужна более глубокая проработка. А если человеку изначально сложно дается общение с людьми, то, вероятно, следует изменить сам подход к данной работе. Например, переключиться на техническую сторону вопроса — продвижение в интернете, создание различных опросников и анкет. Или сменить профессию.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор