Как создавать стихи

Возьмите в руку вещь, любую. Наверное, вы сидите за столом, перед вами компьютер и рука ладонью на мышке. Или в кресле со смартфоном, планшетом. Или как-то еще. 

Охватите вещь пальцами, потрогайте, ощутите ее. Может быть это яблоко. Компьютерная мышь не подойдет, она «притерлась» к ощущению. Итак, яблоко, футляр для очков, телефон, и что угодно помещающееся в руку, и «чувствующее» себя в руке знакомо, привычно, удобно, комфортно... (что еще, как выразить?)... узнаваемо, обязательно... — или «обязательно» вычеркнем? 

Как-то еще... бесподобно? Но не совсем то. Естественно! Так?

Помни́те вещь пальцами, правая рука или левая, значения не имеет, решать вам. 

 

-ам -ям -там

-рум -хрум -шум

 

Произнесите, только негромко, это.

И несколько раз, как бы думая о вещи... о пальцах... о руке... 

Для чего? Это «ритмическая рифмика», небольшое упражнение, прямо малюсенькое оно, как бы даже просто так, от нечего делать.

 

Теперь опишите — для себя самих — вещь.

Она перестает быть ощутимым плотно предметом, она становится звучанием осмысленного слова, ее контуры, это очертания рифм, что собираются «в пальцах» (которыми, кстати, и пишутся стихи).

 

Но прежде стихи идут откуда-то из глубины. Что, конечно же, понятно.

Итак, попробуйте описать предмет, а потом взять себе, в себя, — словом.

Если то яблоко, то «съешьте» его звучанием сладким.

Если то телефон, возьмите его в слух и шепот. Вы не шепчете в телефон. Тогда в слух и говор.

Если то, может быть, пишущий предмет, хотя и печатаете на клавиатуре обычно, и это ручка, то возьмите ее движением в пальцах, следом что оставляет на бумаге, ее зрительным следом, как нечто написанное, и не сразу разобрать что: возьмите то глазами, вниманием.

Стараясь взять предмет на слове, которым его, для себя, описали. Как его почувствовали, как «прочитали» в нем.

Яблоко, к примеру, круглое, значит сразу именно это слово, оно по-любому просится само. Гладкое еще. Но в нем много интересного и даже загадочного, вы посмотрели в самое нутро? Там семечки, сладкая мякоть. Что-то еще? Конечно же! Там «целый мир». Вы не верите. Просто попробуйте, и начнете видеть и ощущать, сколько всего в яблоке есть того, что можно вместить словом. Вместить в реальность, раскрыть яблоко поэзией.

 

Возьмите еще предметы. Поупражняйтесь.

 

Поэзия не в самих предметах, она в вас, что поймете уже скоро.

 

(набросок)

 

На сумерках душа спала.

Она ждала прихода счастья,

Но только блеклое ненастье

Ложилось взором от чела́,

Где супив брови он сидел,

Глядя на стол, снедая взором,

И непростительным укором

Любви ушедшей молча пел.

Она придет еще, поверь же! —

Сновало чувство в забытьи,

Как будто бы стараясь выйти,

И вроде говорило тоже,

О том что будет еще праздник.

Но тихо стукали часы, играя

Вот уже и полночь. Не ведая

О том, что... — душою крик.

 

Грустные стихи получились. Напишите веселое.

 

А предметы — лишь признаки какого-то узнавания (для музы) из того, что вас окружает постоянно, или изредка, или то нечто такое, с чем и не сталкивались еще. Но все это можно познать поэзией, которая и реальность и некая фееричность одновременно. Что такое поэзия подлинно никто не скажет. В ней заключена загадка от самой жизни. Может быть как раз для того, чтобы поэзия старалась жизнь раскрыть. 

Так что «дело» не в предметах, конечно же, но они вот — только дотянуться.

 

А слово более и мысли. Не думали о таком?

Ибо слово хранит на себе печать древности и знания. Любое слово. Даже просто «и». Знаете, такое вопросительное и протяжное чуток: «и-и?». С вопросом как бы.

 

И вот сие «и» — в некой ситуации — поболее смысла, как думаете?

 

Все это открывает поэзия, начиная от простого, от предметов, от того что мимоходом и рядом, и вообще.

 

Нужно только желание выразить: и себя, то что на сердце, и такое даже, что более мысли о невероятном, что, казалось бы, никак быть ощутимо не может, и не прийдет в фантазии. Вы ничего не знаете о своей фантазии, на самом деле, она вам, возможно что,  «только казалась», но не являлась в полноте как есть.

И фантазировать, и понимать реальность, и все это вместе, воедино. И появится строка. Другая. И еще — в окаймлении певучей рифмы.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи