Чудовище, царь ужаса или доброжелательное божество, помогающее не только путникам, но и правителям Египта?
Как только не называли Большого Сфинкса на плато Гиза, но уважение и почитание к самой большой монолитной статуе в мире не исчезло до сих пор.
Считается, что Большой Сфинкс был сооружен около 4500 лет назад во времена правления царя IV Династии Хефрена. А лицо Сфинкса изображает именно этого правителя Египта. Однако за последние годы проведено немало исследований статуи. И на сегодняшний день у египтологов уже нет такой уверенности не только в том, кого изобразили в виде человекольва, но и в датировке хранителя пирамид Гизы.
В этой статье я не буду касаться вопросов авторства и времени строительства Большого Сфинкса. Замечу лишь, что косвенных свидетельств того, что возраст царя ужаса может быть старше, чем 4500 лет, накопилось немало. А значит нам ещё только предстоит разгадать главные тайны Сфинкса.
Здесь же я хочу обратиться к одной из этих загадок. А именно: кого же всё-таки изначально мог изображать Сфинкс.
Начнём с самой популярной версии, согласно которой, лицо Сфинкса – это лицо царя Хефрена. Ниже приведено фото статуи Хефрена из Каирского музея.
Несмотря на то, что беглым взглядом можно уловить какое-то сходство, при детальном рассмотрении черт лица становится понятным, что вряд ли это лица одного и того же человека. А учитывая, что внимание к деталям при изготовлении статуй мастерами первых египетских династий, было запредельным, то вряд ли здесь можно уповать на ошибку. Но это были бы просто размышления, если бы не ряд исследований, установивших при помощи современных технологий, что известные изображения Хефрена не соотносятся с лицом Сфинкса. То есть, это точно разные люди.
Более того, нередко можно встретить мнение, что лицо огромной статуи несёт в себе негроидные черты. Тогда как, согласно антропологам, лица древних египтян больше походили на современных жителей юга Европы, чем на африканцев.
Но если Сфинкс изображал не своего предполагаемого строителя, а кого-то другого, то кого?
Если посмотреть на Царя Ужаса вблизи, а ещё лучше сверху, то можно заметить, что его голова непропорциональна мала по отношению к остальному телу. Впрочем, это не является новостью, и обсуждалось всеми, кто занимался исследованием Гизы. По этой причине неоднократно выдвигалась версия, согласно которой, голова и лицо изначально были совсем иными.
Стоит напомнить, что сама статуя Сфинкса вырезана в известняковой скале, и являлась монолитом. За прошедшие только по официальным датировкам 4500 лет ниша, в которой располагается колосс неоднократно заносилась песком. Так, что из-под него торчала лишь голова хранителя пирамид. Подобные обстоятельства сильно упрощали бы намерения древних вандалов изменить облик Сфинкса.
На сегодняшний день невозможно с точностью определить, когда менялось лицо статуи. Но для древнеегипетской знати считалось в порядке вещей переписать на себя имущество, принадлежащее предкам. Даже фараоны попросту перебивали картуши своих предшественников, тем самым заявляя права на собственность. Дело касалось не только сооружений и статуй, но даже саркофагов. Иногда подобное могло происходить по несколько раз.
Итак, что мы имеем? Массивное тело льва с маленькой человеческой головой.
Ряд исследователей полагают, что, вместо головы человека, изначально это была просто грандиозная статуя льва. И такой подход кажется вполне логичным. Некоторые, ссылаясь на ряд косвенных свидетельств, утверждают, что Сфинкс был изготовлен 12500 лет назад в эпоху Льва. И именно тогда, обращённое на восток лицо статуи, весной встречало рассвет на фоне созвездия Льва. Смело? Безусловно. И всё же здесь также есть своя логика.
Но возникает вопрос: а точно ли Сфинкс является изображением царя зверей?
Дело в том, что не только голова хранителя пирамид подвергалась множественным реставрациям. В настоящий момент всё тело Сфинкса – это сплошная реставрация! Причем далеко не только современная. Его неоднократно укрепляли, делая всё более массивным. Это неизбежно меняло пропорции монумента.
Если сегодня сравнить Большого Сфинкса с его меньшими львиными собратьями, можно заметить то самое пресловутое несоответствие пропорций. Даже с учётом реставраций, складывается впечатление, будто перед нами вовсе не тело льва. И снова встаёт вопрос: если создателями уникального в своем роде Сфинкса были те, кто строил находящиеся рядом пирамиды, то неужели при всей выверенной точности пирамид, они бы допустили явное несоответствие пропорций монумента? И не важно в данном случае, был ли это Хефрен или кто-то ещё.
И вот тут необходимо немного отвлечься на те самые пирамиды, которые, якобы, охраняет их верный страж.
Три великие пирамиды Гизы, а именно Хеопса, Хефрена и Микерина, считаются гробницами одноименных древнеегипетских царей IV Династии. Ни в одной из них не было найдено никаких захоронений или останков фараонов. В то же время, на плато Гиза располагается несколько крупных захоронений, объединённых в один некрополь. Сегодня известно более семи тысяч древнеегипетских погребений периода II-VI Династий. И независимо от того, являются ли возвышающиеся над некрополем пирамиды гробницами или нет, не вызывает сомнений, что место имело колоссальное религиозно-культурное значение в Древнем Египте. И в первую очередь было связано с темой загробной жизни.
Но кто в мифологии Древнего Египта отвечал за переход человека в царство мёртвых? Не за нахождение там, а именно за переход. Таким проводником, богом погребальных ритуалов и мумифицирования, являлся Анубис. Изначально он же являлся и судьёй в царстве мёртвых, позже уступив это место Осирису.
Анубис представлялся египтянами в виде человека с головой шакала. Но в период первых династий Анубиса изображали просто в виде лежащего шакала.
Тела изображавшихся в Древнем Египте шакалов выглядели куда менее массивно, чем львиное тело. И кажется, что вряд ли Сфинкс мог изначально быть лежащим шакалом. Но если всмотреться в пропорции статуи и мысленно убрать ряды реставрационной кладки, то под ними может вполне угадываться грациозное тело Анубиса!
Тут, конечно, снова возникает вопрос с лицом Сфинкса. Но как уже упоминалось, оно с очень высокой долей вероятности подвергалось значительным изменениям. А его некоторая вытянутость как раз может свидетельствовать в пользу версии, что изначально Сфинкс мог быть статуей шакала. И тогда в символическом смысле статуя Анубиса имела бы куда больше значения, чем статуя льва или Хефрена с телом льва.
В заключении хочу упомянуть ещё одну интересную версию. Читатель, хотя бы отдаленно знакомый с культурой Древнего Египта, наверняка знает, что, кроме львиной, у сфинксов существовали и другие головы.
Например, барана. В облике барана изображался бог Хнум, ответственный за появление в этом мире не только человека, но и некоторых других богов.
Хнум изображался с длинной бородой. А у Большого Сфинкса как раз тоже была накладная борода. И вопрос лишь в том, задумывалась ли она строителями изначально или это более поздний атрибут, приделанный статуе одним из реконструкторов.
Кроме того, само имя бога Хнума нередко упоминалось в контексте имени фараона Хуфу (Хеопса).
В результате, у фараона Хуфу (Хеопса) появилось аномальное количество имён. А учитывая, что само плато Гиза ассоциировалось с именем Хнума. И в данном случае существование огромной статуи барана Хнума рядом с комплексом пирамид могло бы объяснить подобные ассоциации.
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.