Многие родители замечают, что к концу учебного года успеваемость школьников снижается. Высокая нагрузка и прессинг со стороны взрослых ("Ты должен закончить четверть на отлично!") вызывают у ребенка стресс. Добавьте к этому весенний авитаминоз, недосып - и почва для нервного срыва готова.
Первое, что советуют психологи — не пытайтесь объять необъятное за последний учебный месяц. Конечно, вы можете заставить чадо сидеть за уроками с утра до вечера, но результатом станет не отличная успеваемость, а бессонница, повышенная тревожность, психосоматические заболевания и агрессия.
Родителям важно оставаться реалистами: если школьник весь год получал тройки, вряд ли в мае он превратится в отличника. Сделайте упор на те предметы, которые планируется сдавать в будущем на выпускных экзаменах. Если ребенок не будет пытаться выучить все и сразу, он сможет показать неплохой результат в определенных сферах.
Если появились жалобы
Подросток часто жалуется на сонливость и слабость? Может задремать прямо за столом? Не торопитесь возмущаться: "Хватит выдумывать, ты не устал! Займись делом". Так может проявляться весенний авитаминоз. Пересмотрите распорядок дня сына или дочери. По мнению специалистов важно делать перерывы на отдых каждые 1,5-2 часа. Например, предложите ребенку встать из-за стола, сделать несколько физических упражнений, почитать книжку (не из школьной программы), порисовать, поиграть с друзьями.
Хотя бы час в день детям рекомендуется проводить на свежем воздухе. Особенно в солнечную погоду: витамин D положительно влияет на работоспособность и иммунитет. Проконсультируйтесь с педиатром, попросив его подобрать курс витаминов для школьника.
Не нагнетайте!
Предположим, ребенок признался вам: "Учитель по математике сказал, что меня могут оставить на второй год". Психологи советуют сохранять спокойствие и не торопиться с выводами. Практика показывает: когда над учеником нависает реальная угроза остаться на второй год, об этом оповещают его родителей. Обычно такому событию предшествуют двойки в полугодии и беседы с классным руководителем.
Если этого не произошло, возможно, педагог просто пытается намекнуть, что ученику стоит прилагать больше усилий. Зато теперь понятно, какому предмету необходимо уделить пристальное внимание в следующем году. Сейчас же не нагнетайте обстановку, не давите на ребенка. Лучше предложите ему сделать выводы и выработать план действий, чтобы прогноз учителя не стал реальностью. Если есть возможность, поговорите с преподавателем, попросите порекомендовать репетитора. Подумайте о мотивации ребенка, чтобы повысить его успеваемость.
Некоторые дети тяжело переживают, когда получают "четверку" в четверти вместо "пятерки". Перфекционисты страдают от нервозности и неуверенности, постоянно ругают себя: "У меня могло получиться лучше!" Узнаете своего ребенка? Объясните ему, что несколько не отличных, но хороших оценок в значительной степени не повлияют на общую картину успеваемости.
Самоорганизация поможет
Специалисты советуют не давить на школьника и давать ему возможность отдыхать в конце учебного года. Однако важно соблюдать баланс: если ребенок полностью расслабится, то может начать лениться и игнорировать ваши просьбы взяться за учебу. Отличная идея — повесить в детской комнате большой календарь и отметить в нем важные дедлайны. Например, "контрольная по географии", "переводной экзамен по английскому", "отчетный концерт в музыкальной школе" и т. д. Когда все мероприятия окажутся перед глазами, вашему чаду будет проще подготовиться к ним и рассчитать время.
Есть и другой способ научить ребенка самоорганизации. Предложите ему написать на отдельных листочках все дела, которые следует завершить в мае. Под каждым пунктом нужно прописать три уровня выполнения — минимальный, средний и высокий. Пусть ученик сам расставит приоритеты и распределит свои силы.
Совет специалиста
В конце учебного года школьнику важна поддержка родителей. Когда он сам не идет на разговор, сделайте первый шаг: "Я вижу, как ты трудишься и устаешь, чтобы показать достойный результат. И я очень ценю это. Если тебе захочется поговорить, знай - я всегда рядом". Некоторым детям в стрессовые периоды требуется тактильный контакт — объятия, массаж, поцелуи.
Чтобы появились силы на рутинные дела, иногда ребенку достаточно получить новые впечатления. Скажем, пообщаться с интересным человеком, увлеченным своим делом, - тренером или коучем. Это станет перезагрузкой и поможет избежать переутомления.
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.