В сегодняшнем рассказе хотелось бы описать процесс решения не стандартной инженерной задачи, путем применения ещё более не стандартных решений)
Речь пойдёт опять о бурении скважин , только уже не дегазационных, а эксплуатационных, между двумя шахтными выработками!Такие скважины называются гезенками. Данные скважины возводятся в двух случаях:
· сокращение времени передвижения по запасным выходам при пожаре;
· обеспечение необходимого объема поступающего в выработки воздуха.
Стандартная технология возведения скважин большого диаметра заключается в бурении станками БГА, «Стрела» или их аналогов с низлежащей выработки заводским разбурником крестового типа с полным перекрытием забоя. Тип бурения скважины – вращательный прямым ходом то есть снизу вверх.
БГА-2м
Применяемая конструкция разбурника не обеспечивает необходимой рейсовой скорости бурения и сохранения проектного направления проведения гезенков. Расчётная рейсовая скорость проведения гезенка, при вышеуказанной технологии , составляет 0,5 м\час .
Короче , как под Ла-Маншем бурить с двух сторон: либо тоннели совпадают либо сразу два получается))) Плюс ко всему , а вернее огромный минус – заводской разбурник , на тот момент, стоил около 5000 зелёных рублей если не больше!
Мы подошли к решению данного вопроса иначе (а то все «прикалываются» типа в институтах зря учились.. ..ну…ну). Любой буровой машине , будь то ручной перфоратор или шахтная буровая, легче бурить сначала малым диаметром, а уж после бОльшим – это знают все.
Тянуть станком на себя буровой инструмент , в данном случае, легче чем толкать несколько тонн штанг и разбурник вперед на забой то есть вперед!
При движении «обратным ходом» разбурник с колонной штанг сам создает необходимую осевую нагрузку для разрушения забоя, двигаясь «своим ходом» по мере разрушения забоя. Риски перекоса буровой колонны упраздняются , так как последняя центруется самим же разбурником.
При бурении прямым ходом происходит обратный эффект: давим на забой, буровая колонна изгибается, траектория бурения нарушается! Лично я видел очень не много мастеров которые способны проделать данные технологические операции с точностью ювелира, чувствуя каждое «дыхание» бурового станка!
В общем, задались достаточно амбициозной целью - пробурить гезенк «обратным ходом», а для этого нужен специальный разбурник на который денег нет ,как всегда ,да и чего темнить – сам себя не похвалишь – никто не похвалит ))))) Его нет даже в продаже!))) На основе использования коронок и долот ступенчатого типа (как собственного производства Самодельное буровое долото , так и мировых брендов) конструкцию разбурника будем делать тоже ступенчатой. Это обеспечит дополнительную центровку буровой колонны и самого ПРИ (породо разрушающего инструмента)
И вновь выручает транспортир, инженерная смекалка и, самое главное, прямые руки сварщика)))
Несущий каркас разбурника
Навариваем венцы. Нижний даст центровку по уже пройденной скважине , верхний - задаст проектный диаметр.
"Вооружаем" наш разбурник. На верхнем венце также будут располагаться резцы.
Исходя из разработанного нами плана, решаем дружной компанией следующее:
1. Бурим направляющую скважину диаметром 150мм – попадаем (ну или не попадаем) в проектную точку на вышележащейвыработке;
2. Разбуриваем эту скважину на пятисотый диаметр (всё делаем при этом прямым ходом);
3. На колонну штанг, вышедшую на проектную выработку , устанавливаем разбурник обратного хода и делаем красивый и ровный гезенк!
Фото-отчёт что из этого получилось)
Вышедшая на проектное направление скважина диаметром 500 мм. с низлежащего горизонта.
Наш МЕГАразбурник)))
Постепенно забуриваемся....
....вон он наш красавец))) Пока фотографировали он уже успел несколько метров пробурить!!!
Все вотографии производились на специальный фотоаппарат во взрывобезопасном исполнении с соблюдением всех мер ТБ!
Результаты проделанной работы приятно радуют!
1. Скважину диаметром 1 метр и длинной 12 метров пробурили, без малого, за две смены (6 часов)+ четыре смены (24 часа) подготовительных работ на бурение скважин150 мм и 500 мм;
2. Проектное направление скважины полностью сохранено за счет применения ступенчатой конструкции разбурника , снижающей нагрузку на забой . Как «прошили» почву выработки так и провели гезенк;
3. Сэкономили кучу денег для предприятия)))
4. Фактическая рейсовая скорость в соотношении с проектной увеличилась вдвое, с 0,5 м\ч до 1 м\ч , а это очень и очень не плохо!
Данный разбурник еще долго служил верой и правдой на аналогичных скважинах!
Напоследок немного юмора)
Как говорил мой зав. кафедры: к бурению человека сподвигла ЖЕНЩИНА!!! Почему ? Первое отверстие, которое сделал древний человек несколько тысяч лет назад, было отверстие в красивом камне из которого сапиенс делал украшение для своей дамы сердца)
Всем добра! Продолжение следует!
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.