Михаил Александрович Врубель. Безумный гений на стыке веков

1595078255-bankoboev-ru-siren.jpeg

Содержание

 • Происхождение. Детские и юные годы художника

 • Годы обучения. Жизненный и творческий путь

 • Любовь и личная жизнь. Интересные факты

 • Влияние наследия

 

Происхождение. Детские и юные годы художника

5 марта 1856 года, в Западно-Сибирском городе Омске, в семье потомственного военного юриста — поляка по происхождению — Александра Михайловича Врубеля и его жены Анны Григорьевны родился сын Михаил. Он стал уже третьим их ребёнком. О матери великого художника мало что известно. Говорят, она была датчанкой по материнской линии, а также близкой родственницей декабриста Бассаргина. Её отец — известный картограф. Анна Григорьевна страдала чахоткой и умерла, когда Мише было около трёх лет, оставив мужу четверых детей. Позднее отец Врубеля вновь женился. Его избранницей стала профессиональная пианистка Елизавета Христиановна Вессель. Надо сказать, она была довольно хорошей мачехой. Впоследствии у пары Врубелей появились ещё общие дети. Благодаря Елизавете и её сестре, Михаил Александрович навсегда проникся любовью к музыке, театру.

 

Из-за службы Александра Михайловича семья часто переезжала. После Омска Врубели оказались в Астрахани, затем посетили Харьков, после Петербург (здесь старший Врубель встретил Вессель), Саратов и снова Петербург. В Саратове у девятилетнего Миши впервые проявились художественные способности. Увидев копию фрески Микеланджело, он по памяти сумел изобразить её во всех деталях, вызвав немалое удивление родителей. Оценив творческий потенциал, мальчику наняли учителя живописи.

 

Годы обучения. Жизненный и творческий путь

 

1867–1869 годы. Общество поощрения художеств. Петербург

Поступив в 5-ю петербургскую гимназию, славившуюся своим инновационным подходом к воспитанию, маленький Михаил Врубель занимается изучением латыни, естествознанием, литературой, танцами, гимнастикой, посещает уроки рисования в Петербургском обществе поощрения художеств. Однако рисование не было единственным интересом разностороннего мальчика, поэтому Мише прочили карьеру юриста.

 

Одесса. Ришельевская гимназия. 1870–1874 годы

В 1870 году Александра Михайловича Врубеля назначают на должность гарнизонного судьи. Семья переезжает в Одессу. Миша поступает в 1-ю Ришельевскую классическую гимназию и становится её лучшим учеником. Помимо живописи он серьёзно увлекается литературой, театром, изучает античную историю, читает римских классиков, говорит на 8 языках. Наибольшее предпочтение отдаётся театру. В 1874 году Врубель оканчивает гимназию с золотой медалью и возвращается в Петербург, дабы продолжить образование. Чтобы успокоить отца, соблюсти семейную традицию, обеспечив себе безбедное существование в будущем, Михаил Александрович выбирает юриспруденцию.

 

1874–1880 годы. Университет

В 1874 году Врубель становится студентом Петербургского университета. Во время учёбы он жил у брата мачехи, Николая Весселя; поначалу прилежно учился, но легко догадаться, что юриста из него не получилось. Частично этому способствовал богемный образ жизни петербургского студенчества. Посещения «Эрмитажа», увлечение театром, пристрастие к хорошему вину, общение с творческой элитой — всё требовало немалых расходов. Михаил Александрович регулярно подрабатывал гувернёром, репетиторствовал. С одним из своих воспитанников он путешествовал по Европе, у другого жил. Из всех преподаваемых наук Врубеля увлекла только философия. Обучение, пусть и с опозданием на один год, он окончил. В январе 1880 года Михаил получил университетский диплом, отбыл воинскую повинность и даже какое-то время служил чиновником от Фемиды. Но выбор жизненного пути уже был очевиден. Особенное влияние на него оказала теория эстетики Иммануила Канта. Увлёкшись её доктринами, Врубель твердо решил стать гением живописи.

 

1880–1884 годы. Мастерская Чистякова, Репин и Серов

Осенью 1880 года Михаил становится вольным слушателем Академии художеств. Он попадает в мастерскую Павла Петровича Чистякова, который сразу разглядел выдающийся талант и самобытную манеру новичка. Чистяков был замечательным педагогом. Его методика преподавания пришлась по душе 24-х летнему юристу. У Чистякова Врубель знакомится с ещё одним вольнослушателем — Валентином Серовым, которому на момент знакомства было 15 лет. Вдвоём они посещают акварельные классы Репина. Почувствовав себя в своей стихии, Врубель пишет не менее 12 часов в день. Сохранились примеры его творчества — набросок картины «Пирующие римляне», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия», «Автопортрет», другие.

 

1884–1889. Киевский период, Венеция, иконопись

В 1884 году киевский искусствовед Прахов, друг Чистякова, обратился к нему с просьбой подыскать талантливого художника для реставрации фресок Кирилловского монастыря. Чистяков указал на вошедшего Врубеля. Это была судьба. Михаил Александрович приехал в Киев, где с энтузиазмом взялся за работу. Заново написав «Благовествующего архангела Гавриила», он был официально признан реставратором.

В ноябре 1885 года Врубеля на полгода отправляют в Италию — изучать византийский иконографический канон. Поговаривали, что причиной «ссылки» явились нежные чувства Врубеля к жене Прахова. Поездка в Венецию обогатила цветовую палитру художника. В Венеции состоялось знакомство Михаила с Менделеевым. Химик советовал писать картины на цинковых досках, дабы уберечь их от влаги. Масло плохо держалось на цинке. Тем не менее Врубелю удалось написать три «цинковых» иконы для Кирилловской церкви. По возвращении Врубель продолжил работать над реставрацией. Денег ему не хватало. Большие надежды художник возлагал на роспись Владимирского собора, к которому уже были готовы эскизы, но, увы — работы не подошли по стилистике. Болезненный удар по самолюбию творца. Личная драма, приправленная творческим простоем, вынуждает художника переехать в Москву.

«Киевский период» характерен не только иконописью. В Киеве Врубель берёт частные заказы, даёт уроки рисования, создаёт несколько работ на восточную тему (единственная завершённая картина — «Девочка на фоне персидского ковра»). В это же время родился первый вариант «Демона», который ужаснул отца Врубеля и был уничтожен автором.

 

1890 год. Переезд в Москву. «Демон»

Путешествие в Москву было спонтанным, но судьбоносным решением. Здесь Врубеля берёт под опеку меценат Савва Мамонтов. Художник получает возможность творить, не задумываясь о хлебе насущном. В Москве Михаил Александрович возобновил работу над «Демоном», так как поступило предложение иллюстрировать юбилейное собрание произведений Лермонтова. Прекрасные работы Врубеля подверглись жёсткой критике. Закончив графические иллюстрации, Врубель пишет картину в цвете, называя её «Демон сидящий». Теперь её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

 

Абрамцево

1891 год. Скончался 2-й сын Мамонтова — Андрей. Врубель приехал в усадьбу Абрамцево, чтобы проститься с ним, да так там и остался. Причиной явились знаменитые Мамонтовские гончарные мастерские. Творец увлёкся керамикой. Новшество неожиданно принесло доход. У Врубеля появились заказчики. Вскоре он отправился в Италию консультантом по делам мастерской.

 

1892–1893 годы. «Декоративный» период

Вернувшись, Врубель продолжает брать заказы. Он пробует себя в качестве театрального художника, декоратора, искусно соединяя в себе четыре ипостаси — архитектора, скульптора, живописца, ремесленника. Примеры его творчества — скульптурные композиции «Роберт и монахини», «Маска ливийского льва». Керамика Врубеля украшает здание Ярославского вокзала, доходного дома Сокол, особняков Якунчиковой, С. Морозова. Дом Мамонтова на Садово-Спасской — архитектурное детище мастера. Врубель задаёт Москве неповторимый архитектурный тон. Часть зданий в стиле «модерн» украшены его работами.

 

1894 год. Депрессия, безденежье

В 1894 году настроение Врубеля пошло на спад. Началась депрессия, к которой художник был склонен (резкие скачки настроения начались с 18 лет) — сказывалась патологическая наследственность по отцовской и материнской линиям. Возможно, этим объяснялась эксцентричность характера, манера бросать начатые произведения. Под благовидным предлогом Мамонтов отправляет Врубеля в Италию. По возвращении на родину художник оказывается в Одессе. Там его преследуют хроническое безденежье, семейные дрязги. Чтобы иметь возможность уехать в Москву, Врубель работает с керамикой. Он создаёт скульптурный портрет головы Демона для коллекционера Арцыбушева. В 1984 году, под влиянием музыки из оперы «Кармен», была написана картина «Испания» — одно из знаковых произведений художника.

 

1895–1896 годы. Всероссийская выставка. Скандал

Дабы обозначить себя в художественном мире, Врубель пытается «выставляться», но все его попытки подвергаются резкой критике. Раз за разом он терпит неудачи. Особенный разгром его ожидал на Всероссийской выставке в Нижнем, где к хору критиков присоединился Максим Горький. Финансово Врубель не пострадал. Выставочные панно были выкуплены благодетелем Мамонтовым.

 

1896–1902 годы. «Сказочное» творчество

Следующие 6 лет стали наиболее светлым, спокойным периодом жизни художника. Вслед за Мамонтовым Врубель переехал в Петербург, где женился по взаимной любви. Брак оказался счастливым. Михаил Александрович активно занимается театральной живописью, разрабатывает дизайн костюмов. В эти годы художник создаёт свои лучшие произведения: «Утро», «Царевна-лебедь», «Сирень», «33 богатыря». На Всемирной парижской выставке каминную майолику Врубеля отметили золотой медалью.

 

1899 год. Живописец изображает ещё одного демона — летящего. По непонятным причинам картина не была закончена.

 

«Поверженный демон». Начало конца

1 сентября 1901 года у четы Врубелей рождается сын Савва. Природа наградила мальчика «заячьей» губой. Это обстоятельство глубоко ранило художника, хотя ребёнок был мил и абсолютно здоров. С появлением Саввы на плечи Врубеля тяжким грузом ложится обязанность содержать семью. Он принимается лихорадочно работать, берёт множество заказов, отказывается от отдыха. Изнурительный график сказался на его психическом состоянии.

 

«Поверженный демон» был начат следом за «Демоном летящим». Картина неоднократно заново переписывалась. Словно какое-то предчувствие заставляет Врубеля ненадолго прервать напряжённую работу над ней — он пишет портрет 6-месячного сына. Это первый и единственный портрет ребёнка Врубелей. «Поверженный демон» был окончен в 1902 году.

 

В марте 1902 года родственники художника, обеспокоенные его неестественным поведением, головными болями и бессонницей, отправили Врубеля на консультацию к Бехтереву. Диагноз прозвучал приговором. У Врубеля выявили неизлечимый прогрессивный паралич на почве ранее перенесённого сифилиса. Почти год, пока не наступило улучшение, он провёл в психиатрических лечебницах. Его лечили ртутью.

 

1903 год. Болезнь

3 мая 1903 года, в Киеве, от крупа умер маленький Савва. Это окончательно подкосило разум Врубеля. Осенью он опять попал к психиатрам. Михаил Александрович отказывается от пищи, хочет покончить с собой. Когда случаются редкие периоды просветления, он пытается рисовать. По совету Сербского Врубеля переводят в Московскую клинику психиатра Усольцева. Там у художника наступает ремиссия. Врубель снова начинает писать. Однако в феврале 1905 года его настигает психоз.

 

1905 год. Признание

1905-й. Отношение критиков к работам Врубеля стало меняться. К безумному гению, наконец, пришло признание. Его избрали академиком живописи. Осенний салон (Париж) открывает зал, посвящённый творчеству живописца. Несмотря на недуг, Врубель стремится работать.

 

1906-й. Потеря зрения. Конец

1906-й стал последним «рабочим» годом Врубеля. Он пишет заказной портрет Брюсова, начинает акварель «Видение пророка Иезекииля» и не заканчивает её — у художника резко падает зрение. Во второй половине февраля Врубель полностью ослеп. С этого момента начинается медленное угасание личности творца. Находясь в петербургской больнице, Михаил Александрович почти всё время бредил, пребывая в своём иллюзорном мире. Через 4 года Врубеля не стало. Зимой он намеренно открыл окно, чтобы чахотка убила его. Похоронили художника на Новодевичьем кладбище.

 

Любовь и личная жизнь. Интересные факты

Жизнь великого художника отмечена тремя знаковыми женскими фигурами. Первая — это его сестра Анна. Дружбу с ней художник пронёс сквозь года. Анна Александровна была с Врубелем вплоть до его кончины, а после стала архивистом знаменитого брата, сохранив для истории их личную переписку.

 

Второй женщиной, сыгравшей роковую роль в творческой судьбе Врубеля, была жена киевского профессора Адриана Прахова. Пианистка, ученица Ф. Листа, Эмилия Львовна была на 7 лет старше Михаила, имела трёх детей, содержала модный салон. Она не слыла выдающейся красавицей. Глаза — единственное, что выделялось на её лице. Современники вспоминают, что Эмилия отличалась бойким умом, была остра на язык. Чувство Врубеля осталось неразделённым, навсегда погубив карьеру молодого реставратора. Однако всё его творчество, так или иначе, напоминает об этой любви, оставившей шрамы на теле и душе художника. Образ её воплощён в иконе «Богоматери с младенцем» Кирилловской церкви. Он же послужил прототипом первого Демона.

 

Третьей и главной женщиной Врубеля стала его жена — петербургская оперная дива Надежда Ивановна Забела. Она была на 12 лет младше своего супруга. Познакомились они на репетиции оперы «Гензель и Гретель» Панаевского петербургского театра. Врубель был покорён с первого взгляда. Брак Михаила с Надеждой продлился 14 лет — до самой смерти великого художника. Надежда Ивановна до последнего поддерживала и содержала больного супруга. Она пережила Врубеля всего на 3 года.

 

Влияние наследия

Многогранность таланта Врубеля трудно переоценить. Сила его личности нашла своё отражение не только в живописи, но и в музыке, поэзии. Яркий пример — творчество символиста А. Блока. Поэт Брюсов, впечатлённый безумным гением творца, посвятил ему стихотворение. Есть версия, что образ своего Мастера Булгаков списал с Врубеля. Этому феномену есть объяснение — картины великого живописца не столько мистичные, сколько человечные. У них есть душа.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор