Мода в Российской империи. Часть 1: словно принцессы

   Здравствуйте, уважаемые читатели, моя подруга Юлия увлекается бальными танцами. Когда я провожала ее на очередной конкурс, то задумалась, а ведь шикарное платье на ней имеет давнюю историю, это и вдохновило меня на написание статьи. Сначала вспомним, как же в патриархальной России, где люди ходили в закрытых одеждах, а женщины, даже царевны, большую часть жизни сидели в тереме, появились балы с галантными кавалерами и дамами, похожими на заморских принцесс?

   Бал – собрание людей, отличающееся классическим набором танцев, следующих в определенном порядке, строгим этикетом и повышенной торжественностью. В России о нем узнали, когда молодой, энергичный царь Петр I съездил за границу и решил перестроить государство на европейский лад. Появились ассамблеи. Причем, приходить туда были обязаны не только мужчины, но и женщины, что было невозможно раньше. Танцевали менуэт, полонез, англез, алеман, котильон и, наконец, танцы - игры, где участники придумывали новые движения.   

   Для европейского мероприятия нужны соответствующие наряды! Женщины должны были переодеться в новые платья с 1 января 1701 года. Так в России появилась мода. На фотографии с выставки нашего «Музея костюмов» мы видим маму и сына в одежде Петровской эпохи.

   На даме изысканный бальный наряд работы дизайнера Самодуровой Валентины Васильевны, лиф (или корсаж) с глубоким декольте плотно облегал талию, а для контраста широкая юбка. Чтобы добиться такого эффекта, она была на каркасах. И, наконец, самая большая беда женщин того времени – корсет, его невозможно было надеть самостоятельно, шнуровку на спине туго затягивали служанки, в нем было трудно наклоняться и дышать. Многие из них с непривычки падали в обморок, плюс ко всему, туфли на высоких каблуках.

   Первое время женщины были просто в шоке от смены широкой свободной одежды на неудобную и вредную для здоровья, но красота требует жертв, да и выбора у них не было. Русская зима вносила свои коррективы: юбки простегивались теплой тканью – ватином, а верхней одеждой была роба – длинное распашное платье, его можно было украшать без всякой меры драгоценными камнями, цепочками, по степени богатства робы судили о знатности ее хозяйки. Порой это смотрелось так вычурно, что много лет спустя Екатерина II велела соблюдать простоту кроя и декора, а кружево не должно быть шире девяти сантиметров.

   Женщины, столетиями покрывавшие свои волосы платками, теперь должны были их показать. Пришлось задуматься о прическе, стали завивать локоны, за немалые деньги покупали парики и шиньоны, каркасы и диадемы, челки не носили, так как идеалом красоты считалось открытое лицо. На улице надевали чепчики, сначала, по привычке старались ими скрыть волосы. Со временем, стремление женской натуры к прекрасному победило, стали изучать журналы моды, приглашать из Европы портных, гувернеров, учителей танцев. Уже к 1710 году русские дворянки «правильно» красились и причесывались, не уступая иностранкам.

   На следующей фотографии(вверху) мы видим словно сошедшую с портрета Луи Каравака цесаревну Наталью Петровну (внизу).

   Девочек с ранних лет одевали в роскошные платья и учили придворному этикету. Так же важным аксессуаром был веер.

 Да, жизнь в России изменилась навсегда. С одной стороны жаль, что исчезла самобытная культура, костюмы с тысячелетней историей, но порой, чтобы достичь прогресса, нужно попрощаться с прошлым. И все - таки женщины остались такими же прекрасными, просто в других нарядах.

   Более подробную информацию о нас вы можете узнать в группе В Контакте «Музей для детей», Instagram: muzey_kostumov.

P.S. о костюме, который демонстрируют мальчики, я написала в статье «Как рассказать детям о защитниках Отечества? Часть 3: гвардейцы.

Понравилась статья! Поделитесь в соцсетях!

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор

Я являюсь экскурсоводом "Музея костюмов", который более десяти лет проводит выставки по исторической тематике в детских учреждениях и домах культуры по всей стране. А еще я журналист по образованию, основном, пишу исторические очерки по старинным нарядам, представленным в нашем музее, но и другим темам уделяю внимание. Буду рада отзывам и пожеланиям.