Мода в Российской империи. Часть 2: от "пушкинской дамы" к деловой женщине

   Здравствуйте, уважаемые читатели, в предыдущей статье я рассказала о том, как царь Петр I навсегда изменил стиль одежды в России, женщины облачились в бальные платья и стали похожи на заморских принцесс. Впервые в нашей стране появилась мода, а она, как известно, не стоит на месте...

   И вот на дворе уже XIX век, из Франции к нам пришел стиль ампир. Платья с завышенной талией, на радость всем женщинам, не предполагали наличие вредного для здоровья корсета. Но, как каникулы длятся недолго, так и суровая необходимость возвращается. К середине XIX века служанки опять затягивали эту деталь одежды на знатных дамах, снова стало неудобно наклоняться и дышать. Вернулись платья с узким лифом и широкой юбкой, именно такое и демонстрирует юная посетительница на выставке нашего «Музея костюмов».

   Как удачно она вошла в образ дамы «пушкинской поры», как изящно приподнимает подол длинного платья, чтобы потанцевать. Пышный наряд получался благодаря нескольким нижним юбкам из конского волоса, позже эту задачу выполняли кринолины из стальных обручей, украшением были кружева и банты. На красавице вечернее платье для светского раута, об этом нам говорят короткие рукава, у повседневных платьев они были длинными. В холодную погоду носили меховое манто (накидку без рукавов и сквозной застежки). Выйти на улицу в вечернем наряде считалось неприличным, поэтому, чтобы попасть на торжественное мероприятие, дамам приходилось нанимать экипаж.

    И, наконец, гордость каждой женщины того времени – шляпа. Ее надевали и снимали в одиночестве, так как часто к шляпе крепились локоны. Она настолько подходила к наряду, что дамам разрешили в ней оставаться даже в помещении. Шляпа говорила о принадлежности к дворянскому сословию, ее хозяйка хорошо образованна и знает правила этикета. Важно, чтобы головной убор соответствовал определенному случаю, иначе дама могла вызвать насмешки и неодобрение. Например, капот был для прогулок днем, а в дорогу – кибитка (от тюркского слова «повозка»), то есть, название вполне соответствует назначению. На бал женщины надевали тюрбан, берет.

   На фото мы видим шляпу «Франциск», с большими полями, украшенную цветами, она вошла в моду в двадцатые годы XIX века, свое название получила из-за внешнего сходства с головными уборами времен Франциска I, короля Франции.

   В конце XIX столетия женщины стали активно участвовать в общественной жизни, многие пошли работать, например, учителями. Для этой цели бальный наряд уже не подходит, костюм должен быть удобным, и в то же время, строгим. Именно такое платье в стиле модерн работы дизайнера Мармузовой Нелли Александровны мы и видим на следующей фотографии.

   Белый чепчик удачно гармонирует с кружевами и пастельным тоном наряда. Юбка, расклешенная книзу, похожа на цветок лилии, вместо декольте воротник – стойка. Красавица прекрасно передала образ молодой и серьезной учительницы со светлыми идеалами, хочет не только дать детям знания, но и рассказать о добре и зле, о долге и чести. Ели внимательно посмотреть, то появляется какая – то ностальгия. Учительница стоит на пороге перемен и еще не знает, что Российская империя вскоре исчезнет и жизнь изменится навсегда.

   Более подробную информацию о нашем «Музее костюмов» вы можете узнать в группе В Контакте «Музей для детей», Instagram: myzey_kostumov.

P.S. о нарядах, которые демонстрирует молодые люди вы можете почитать в цикле моих статей «Как рассказать детям о защитниках Отечества?»

 

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор

Я являюсь экскурсоводом "Музея костюмов", который более десяти лет проводит выставки по исторической тематике в детских учреждениях и домах культуры по всей стране. А еще я журналист по образованию, основном, пишу исторические очерки по старинным нарядам, представленным в нашем музее, но и другим темам уделяю внимание. Буду рада отзывам и пожеланиям.