На пути к «Манифесту».

1622633120-101842169-karl-marx.jpeg

Через два столетия после его рождения, 5 мая 1818 года, фигура Карла Маркса ассоциируется у многих с суровой миной и густой белой бородой, увековеченной пионером фотографии Джоном Мейоллом в1871 году.

В данной статье, мы кратко рассмотрим период до написания Марксом, совместно с Энгельсом, «Манифеста коммунистической партии». Попробуем, так сказать, проследить путь, который привел его к этой работе.

***

Его отец, богатый юрист еврейского происхождения, обратившийся в христианство за год до рождения сына, познакомил Маркса с либеральной мыслью века Просвещения и критикой прусского абсолютистского режима. В 17 лет юный Карл вступает в университет Бонна. Там он участвует в дуэли, проводит день в тюрьме за пьянство и беспорядки и вступает в клуб поэтов.

В следующем году Маркс поступает в Берлинский университет для изучения права и философии. Здесь он соприкасается с философией Гегеля, самого влиятельного философа того времени. Маркс быстро выстраивается в русло молодых гегельянцев, круга последователей Гегеля. Среди них выделяются баварский философ-материалист Людвиг Фейербах, саксонский писатель и журналист Арнольд Руге и молодой профессор теологии Бруно Бауэр, который становится опекуном молодого Маркса. Поначалу молодые гегельянцы отождествляли себя с либерализмом и выступали за оппозицию режиму, но непрекращающиеся столкновения с властями подталкивают их к радикализации. В результате правительство закрывает двери университета для членов группы, которые оказываются загнанными в угол. В определенном смысле они — потерянное поколение немецкой интеллектуальной жизни.

1841 год знаменует для Маркса переход во взрослую жизнь. «Бывают в жизни моменты,-писал он отцу, - которые сигнализируют, подобно столбам на земле, о конце эпохи, но в то же время решительно указывают новое направление». Вынужденный отказаться от академической карьеры, Маркс становится независимым писателем благодаря проекту юриста Георга Юнга и радикального интеллектуала Моисея Гесса, которые запускают газету о политике и экономике под названием Rheinische Zeitung. Именно здесь Маркс начинает оттачивать свой собственный путь, своеобразную смесь философии и политической критики. Одним из первых его совместных действий является защита свободы печати, которую он называет « духовным зеркалом, в котором люди созерцают себя».

Маркс не спешит вступать в редакционную группу и становиться неофициальным директором газеты, тираж которого, благодаря ему, увеличивается в три раза, из-за чего он вызывает подозрения правительства. Маркс пишет на такие местные темы, как положение виноградарей Мозеля или закон, запрещающий собирать дрова в старых коммунальных лесах, но по существу он обращается с критикой к прусскому государству, которое реагирует запретом публикации в марте 1843 г.

Несмотря ни на что, для него это памятный год. Он начинает писать свой первый теоретический труд, критику философии права Гегеля, в котором набрасывает свои идеи об отчуждении и выражает свои республиканские и демократические убеждения, отходя от учения Гегеля.

Он женится на Женни фон Вестфален, дочери Иоганна Людвига фон Вестфалена, прусского аристократа и высокопоставленного чиновника, друга отца Маркса и защитника самого Карла. Брак вызывает сомнения в обеих семьях из-за разницы в возрасте пары — Женни на четыре года старше Маркса — и ее неопределенного будущего.

На долгие годы эта полная таланта, обаяния и интеллекта женщина будет спутницей жизни и интеллектуальной борьбы Маркса до своей смерти в 1881 году, за два года до смерти самого Маркса.

Тем временем Арнольд Руге решил основать новую газету в Париже, вдали от прусской цензуры, и он хотел, чтобы Маркс сотрудничал с проектом. Приняв его приглашение, в конце октября Карл и Женни уезжают во Францию. Тогда Париж — "Великий волшебный чайник, в котором кипит мировая история», как описывает Руге. Бурлящий город, с уникальной социальной, политической и культурной жизнью в Европе. Маркс с жадностью читает французских социалистов Сен-Симона, Кабе и Фурье, а также британских экономистов Рикардо и Смита. Он встречается с поэтом Гейне, Прудоном, анархистом Бакуниным, который позже станет одним из его главных противников. Он начинает встречаться с рабочими кружками и восхищается их организаторскими способностями: у них, утверждает он, « человеческое братство-не пустая фраза, а истина, и благородство человечества сияет на этих закаленных трудом фигурах». Однако, он очень критически относится к теориям, которые развиваются вокруг этих групп, считая их утопическими, и ставит перед собой задачу разработать научную коммунистическую доктрину.

В мае 1844 года у Женни и Карла родилась первая дочь, которую они называют Женни. Между августом и сентябрем они встречают того, кто станет лучшим другом и защитником семьи: Фридриха Энгельса. Сын богатого текстильного промышленника, он написал труд, который Маркс тщательно изучил и который предоставил ему данные, необходимые для его исторической концепции: «Положение рабочего класса в Англии». Это было началом большой дружбы и интеллектуального сотрудничества, первый плод которого появился в 1845 году под названием «Святое Семейство».

***

Однако, вскоре, по решению французского правительства, возмущенного статьями Маркса, в феврале 1845 года семья Маркса была вынуждена уехать в Брюссель.

Сердечность и суета всегда присутствовали в жизни Марксов в Брюсселе, гостеприимном городе, где царила определенная свобода и где родилась Лаура, их вторая дочь. Экономическое положение семьи становится все более неустойчивым. Только помощь Энгельса и его друзей и последователей в Германии позволяет семье Маркса держаться на плаву.

Однако это не мешает Марксу, который спит всего четыре часа в сутки, продолжать изучение политической экономии, истории и социалистических теорий.

В Брюсселе Маркс вместе с Энгельсом готовит две важные работы, которые увидят свет только посмертно: «Немецкая идеология» и «Тезисы о Фейербахе».

По собственному желанию Маркс в июне 1845 года отправился в Манчестер и Лондон, чтобы установить контакты с немецкими изгнанниками и английскими активистами чартизма, британского рабочего движения, расцветшего в 1840-х годах. По возвращении он основал Комитет Коммунистической корреспонденции, чтобы создать международную сеть, имевшую свои ответвления во Франции, Англии и Германии. Это был зародыш Лиги коммунистов, возникшей в июне 1847 года.

К этому времени Маркс уже яростно порвал с другими формами социализма и коммунизма. Например, он громко выступает против портного и рабочего оратора Вильгельма Вейтлинга, который презирает теорию и предпочитает апеллировать к чувствам народа. Он также отвечает на философию Прудона критикой под названием «Нищета философии». Это стоит ему не только многочисленных врагов, но и репутации неумолимого мыслителя.

На втором съезде Лиги коммунистов, проходившем в декабре 1847 года, Лондонский комитет поручил Марксу и Энгельсу составить документ, излагающий устремления группы. Они принимают вызов, и, вернувшись в Брюссель, Маркс в конце января 1848 года заканчивает писать «Манифест коммунистической партии», в котором энергичным и понятным всем языком излагается марксистская теория истории и революции.

Через несколько дней в Париже разразилась революция, которая вскоре распространилась по всей Европе. «Манифест» Маркса имел мало последствий в этом революционном цикле.Но уже в 1880 году «призрак» коммунизма и призывы к союзу «пролетариев всех стран» начинают распространяться по Европе и всему остальному миру.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи