Злые и добрые духи Севера. Чем грозит встреча

Тема шаманов сейчас стала достаточно популярной, можно сказать, что шаманы у всех на слуху, но на самом деле, мало кто знает достаточно о шамаизме. Большинство людей останавливаются на привычном образе человека в шкурах, с бубном, кружащемся в танце, не заходя очень далеко в своих познаниях.

Шамаизм – это не просто танцы с бубном, это древняя религия, история которой насчитывает несколько тысячелетий. Первые наскальные рисунки, изображающие шаманов относятся к эпохе верхнего палеолита. Они встречаются во всех местах расселения людей древности.

В своей статье я расскажу о бурятском шамаизме, как об одном из самых загадочных явлений, впервые описанном еще в семнадцатом веке, Избрантом Идесом.

Пантеон божеств и духов

В бурятском шамаизме пантеон божеств и духов подчиняется строгой иерархии, во главе которой стоит божество вечного синего неба  Хухэ Мунхэ тэнгри. Каждое божество и дух, соотносится с каким либо явлением природы или социальным явлением, почти все они титулуются термином Эжин, то есть хозяин. Эжинами могут стать и духи умерших шаманок и шаманов.

В срединном мире, духи владеют всем, реками, горами, озерами, родниками. Однако есть и верховные божества, стоящие над всем этим. Богиня Эдуген – покровительница Земли в целом. Ее можно встретить в виде старой женщины. Доброе отношение Эдуген дарует плодородие и благоденствие.

Таежный хозяин

Баян Хангай – хозяин тайги, господин над растительным и животным миром. Это доброе божество, посещающее поселения, чтобы послушать сказки и песни. Если его задобрить, он помогает в охоте. Задобряют его молитвами и специально сложенными сказаниями, легендами и песнями. У хозяина три дочери, выданные замуж на богов не столь высокого ранга.

Баян Хангай покровительствует эжинам леса, в зависимости от отношения хозяина тайги они либо  помогают охотникам, либо мешают.

Хозяева вод

Это добрые божества, живущие в глубине вод. В первый месяц лета им посвящают специальное моление, во время которого просят о дожде, богатом улове и общем благополучии. Каждый эжин воды олицетворяет собой ее физическое свойство, цвет, блеск, течение, существуют и эжины покровительствующие ловле рыбы, а также эжины рыболовных приспособлений.

Кроме эжинов в воде обитают водные духи, угани и боохолды.

Хозяева небесных тел

Шаманы рассказывают, что Вселенная состоит из двух миров, верхнего и нижнего. Миры расположены один над другим. Каждый мир имеет своего хозяина.

Верхний, небесный мир - Ундэр дэлхэй управляется Хухэ Мунхэ тэнгри. Это божество высшей справедливости, имеющее две формы – мужскую и женскую. Небо – отец, Земля – мать. Хухэ Мунхэ тэнгри руководит судьбой человека, пишет эту судьбу. У него можно попросить помощи и защиты в случае несправедливости и житейских неурядиц.

На небе существует такой же мир, как у нас на Земле, там живут небожители, тэнгри, как добрые, так и злые. Каждый из них может повлиять на судьбу человека. Самыми опасными из тэнгри считаются Улаан тэн­гри, насылающие различные бедствия.

У солнца и луны тоже есть свои покровители, Жамцарано – хозяин солнца, Залхан – хозяйка луны. Им посвящены особые молебны, используемые во время судебных разборов.

Хозяин подземного мира

Это страшный Эрлен хан. У него есть множество помощников и духов – посыльных, называемых элшэн, забирающих души человека. Впоследствии души томятся в особых темницах. Никто не имеет доступа в подземное царство, даже шаманы, поэтому душу человека освободить невозможно.

Покровитель огня

Огонь – великий благодетель, его имя Эсэгэ Малаан тэн­гри, у него есть супруга Сахала хатан. Эта супружеская пара покровительствует домашнему очагу.

Духи низшего порядка

Покровительствует разным сферам жизни человека. Духа – защитника называют Заян, обычно это дух умершего шамана, шаманки, или предка, почитаемого за что-то особенное.

Кроме добрых духов, существуют и злые, такие, как хуйтэни бурхад, божества холода, обитающие на Севере. Они надувают на людей болезни, а также крадут души молодых людей. Они покровительствуют грабителям и убийцам, предпочитающим темное время суток, и плохую погоду.

Нечистая сила проявляется по-разному, например, в виде оборотня с одним глазом и одним зубом. Такого беса-оборотня называют Ада. Он может приходить в виде ребенка, животного, собаки например. А может и просто представлять собой вонючий, летающий пузырь. Ада насылает смертельные болезни. Он этого духа спасает филин, он отпугивает его своим уханьем. Поэтому хорошо, если дома будет пусть не живая птица, но хотя бы перо филина.

Самые злые из духов – дахабари. Это духи умерших от родов, женских болезней, истязаний мужа, женщин. Одним словом духи всех женщин, к которым относились при жизни плохо.

Еще один вредный дух – Муушубуун. Это дух девушек, замученных и убитых мужчинами. Они завлекают молодых людей и выпивают их мозг.

Дух вредящий маленьким детям – Анахай, приходит в виде одноглазого человека, он может также превращаться в домашнее животное. Если Анахай поселился в доме, то изгнать его без шамана невозможно. Шаман изгоняет злого духа огнем, ветками дикой розы, звоном железа.

В шаманском пантеоне существуют и привидения, их называют Боохолдой, это душа умершего человека. Обитают Боохолдой в заброшенных домах, на кладбищах, на перекрестках дорог, в горах. Активны ночью, проказничают, пугают людей стуком, шумом, могут внезапно поджечь что-либо. Их изгоняют громкими звуками, огнем, молитвами.

Шамаисты окружены духами, которые обитают всюду, одни вызывают беспокойство и страх, другие помогают. Для взаимодействия с духами применяются специальные обряды, камлания. Для их исполнения вызывают шамана, а также используют особые предметы, называемые онгоны.

Кстати онгоном может стать и живой человек, и самое интересное, он может не знать об этом, но при нем все злые духи, прекращают свою деятельность, а добрые начинают благоприятствовать. Таких людей называют любимцами доли, счастливчиками.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи