Немного размышления...

"Коммунизм - утопия, ибо не возможно воспитать в человеке те или иные качества", "Рабочий, как бывший раб, сам захочет иметь рабов, и будет всячески к этому стремится". Эти, и многие другие похожие фразы коммунист слышит из раза в раз при общении с разного рода аполитичными (как минимум) или же полностью правыми (как максимум) людьми.

1623937390-religious-scholar-finding-a-piece-of-this-morning-s-breakfast-burrito-in-his-beard-1802x1272-athenae.jpeg

Основой этих высказываний являются непонимания процессов развития и деградации общества (а также не понимания значения в данных процессах экономического базиса). Общество в целом и человек в частности воспринимаются некоторыми людьми, утверждающими подобные вещи, как своего рода неподвижный кусок камня; неменяющегося и не развивающегося существа, что с рождения получает определенный характер и умственные способности. Эдакий робот.

Однако, это далеко не так.

***

Прежде чем вдаваться в разоблачения и объяснения, давайте немного пофантазируем, порассуждаем.

Окунемся в прошлое, вспомним какие математические и иные умственные задачи вы могли решать в детстве, в школе; а какие можете решить сейчас. Спорю, что вы не сможете сказать, что за весь период школьного обучения ваши умственные способности никак не изменились.

Теперь снова окунемся в прошлое, и на этот раз посмотрим на ваше социальное и сознательное. Я и тут готов поспорить, что вы не сможете сказать, что за всю вашу жизнь вы не поменяли свои убеждения под влиянием окружения, не поменяли свою точку зрения на тот или иной вопрос.

Отсюда следует, что человек, как и общество, не камень и не груда камней, а изменяемое сознательное социальное существо, которое развивается или деградирует сообразно с развитием или деградацией, если так можно выразится, окружающего мира.

А теперь, давайте поговорим о самом развитии и деградации общества, и причастности к этому экономического базиса.

Общество, само по себе, является производной надстройки (законов, морали, образования, культуры...), которая сама есть производное от экономического базиса (кто как производит ту или иную продукцию, кто как распределяет эту продукцию, и кто владеет тем, с помощью чего производят продукцию). Оно есть результат воспитания существующей морали, есть плод господствующей системы образования.

Каждый член общества воспитывается и обучается в тех рамках, с четко выставленными нормами и отклонениями, которые выставляются надстроечными элементами, проистекающими из экономического базиса.

Если, к примеру, прибегнуть к сравнению моральных норм и образовательной системы практически любых рабовладельческих государств с практически любым феодальным государством, а последнее - с капиталистическим государством, мы увидим явные различия.

***

Дабы полностью понять что есть развитие и деградация общества и как с этим связана экономика, окунемся в историю.

Экономический базис рабовладельческой формации создавал такие условия, при которых формировалось общество, где нормой морали было почитание хозяина и верное служение хозяину со стороны рабов; высокомерное отношение к рабам (как к своеобразному инструменту) со стороны как рабовладельцев, так и свободных граждан. В рабовладельческом обществе, где власть была в руках рабовладельцев, и где основным источником прибыли являлись рабы, было нормой получать все больше и больше рабов; а также было главной самоцелью для многих (как для свободных граждан, так и для тех же рабов) стать, любыми путями, рабовладельцем (как главенствующего члена общества).

Развитие рабовладельческого общества, с его культурой и моралью, вместе с развитием науки и техники, привело с одной стороны - к увеличению экономической (и вместе с ней военной и политической) мощи рабовладельческого государства, с другой — к логической деградации формации, когда рабовладельцы не могли создать ничего нового и не могли усовершенствовать ничего старого, когда некоторые представители тогдашней интеллигенции (к примеру Сенека) стали говорить по сути антирабовладельческие вещи, когда рабы, в борьбе со своим рабством, восставали и гробили имущества рабовладельцев, ставя под вопрос целесообразность рабовладельческого базиса как в стане рабовладельцев в частности, так и во всем обществе в целом.

Феодальный экономический базис, который пришел на смену рабовладельческому, произвел, в процессе своего развития, новые надстроечные элементы: новый тип государства — феодальный, который подразумевал под собой, практически, единоначалие одного феодала (или его семейства) на той или иной территории; новую мораль и образовательную систему, которая основывалась на экономических интересах феодала.

Феодальная мораль (вместе с образовательной системой того периода) формировала общество, которое, частично и походило на общество рабовладельческое (из которого оно так или иначе вышло), имело множество отличий. Это касается отношений главных классов феодального общества — крестьянству и феодалам (хотя кое где и сохранялись рабы). Моральной и законной нормой феодального общества было, с одной стороны, почитание и уважение к феодалу со стороны крестьянства, с другой — формальная свобода крестьян (в определенные периоды и на определенных территориях) от феодалов. Нормой стало то, что всякий свободный человек стремился заполучить во владения землю с крестьянами, став таким образом феодалом.

С развитием феодальной формации, постепенно стали появляться в городах (также получившие развитие в годы расцвета феодализма) цеха, куда нанимали бежавших в город крепостных; стали развиваться рынки и банковское дело.

Это развитие приводит, со временем, к таким последствиям, как: попыткам успокоить надвигающееся противостояние феодалов и зарождающеюся буржуазии путем введения абсолютизма; появлению различных интеллектуальных деятелей из жителей городов, выступающих с явно антифеодальной позиции; стремлению глав цехов, торговцев, банкиров (и прочих представителей зарождающейся буржуазии), бороться с феодализмом и его институтами путем возглавленния и превращения разрозненных антифеодальных восстаний крестьян в буржуазную революцию.

Результатом становится деградация феодального базиса и общества и буржуазные революции, сменившие феодализм капитализмом.

Капиталистический базис, разрушив до основания феодальную систему, воздвиг новую, основными классами которой стали буржуазия и пролетариат.

Новое государство, отныне, окончательно достигло своего пика. Если феодалу не нужны были ни внутренние рынки, требовавшие создания национального государства и ликвидации сословных ограничений, ни цеховое и прочее машинное производство (ведь основа его богатства и власти — сельскохозяйственная продукция — не требовала конвейерного производства и итак обеспечивала его необходимым), что также требовало создания нового типа государства; то теперь, с увеличенным (а с развитием капитализма - и полностью максимизированным и глобализированным) общественным трудом, с усложнением науки и техники, ставший новым господствующим классом, капиталист создает новый тип государства (национальное), население которого с одной стороны используется буржуазией как источник прибыли путем эксплуатации их рабочей силы, с другой — для завоевания новых рынков.

Появляется новая мораль, и образовательная система полностью меняется. Теперь, на место почитания определенного феодала или определенной феодальной династии, пришло "почитание" всей совокупной буржуазии, всего института частной собственности на средства производства. Теперь, благодаря уничтожению сословий и сословных привилегий, определенной доли буржуазных свобод, на первый план выдвигается (пусть в большинстве своем и формально) свобода человека (пусть данная "свобода" ограничена экономически). Нормой считается владение личным бизнесом, пусть он и зиждется на эксплуатации чужого труда.

Развитие капиталистического базиса ведет к монополизации собственности, глобализации созданного самим капитализмом рынка, обобществлению труда (при сохранении частного присвоения результатов), и усилению (характерных для капитализма) кризисов перепроизводства. Результатом вышеперечисленного является: обнищание миллионов людей, как путем снижения зарплат, так и путем сокращения рабочих мест; постепенное увеличение числа людей, осознающих свою классовую принадлежность к пролетариату, и стремящихся как самим себе, так и "братьям по классу", помочь это положение преодолеть.

В период, когда капиталистический базис переходит от развития к деградации, когда буржуазия и буржуазные институты, как до них рабовладельцы и феодалы, не в силах создать что-то новое или осовременить что-то старое (проще говоря — когда система начинает пожирать саму себя); когда буржуазная "демократия" уступает место открытой буржуазной диктатуре (фашизма), дабы с одной стороны, задушить любое революционное движение в рабочем классе, с другой — завоевать у соседних капиталистических государств все больше и больше уменьшающиеся рынки; когда буржуазная толерантность, созданная для привлечения новой рабочей силы, вытесняется ярым национализмом; начинают происходить в обществе процессы, ведущие к социальной революции, открывающей дорогу к коммунизму.

***

Из данных примеров, можно вывести, что развитие и деградация экономического фазиса является источником развития и деградации общества. ИИменно экономика создает общество, но при этом, общество поддерживает либо меняет экономику.

Отсюда можно сделать вывод, что формирование нового общества с одной стороны зависит от деградации старого экономического базиса, из которого оно произрастает, с другой — от уровня развития нового базиса, который приходит на смену предыдущему. Ведь если развитие нового базиса происходит плохо, если ему что-то мешает, велик случай реставрации старого.

Также, отсюда следует и еще один вывод — коммунизм — есть фаза развития общества.

Важно тут лишь то, что формирование нового, социалистического, а затем и коммунистического, общества есть долгий революционный процесс, который при правильном развитии завершается созданием этого самого общества, но при неправильных действиях — ведет к уничтожению зачатков нового общества и восстановлению нового.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи