Око за око

Когда пациент по имени Виктор вошел в кабинет доктора Степанова, глазному специалисту показалось, что он видит привидение.

*****

Хотя было уже 7.15, все равно было довольно душно. Гораздо лучше, подумал доктор, оставаться в своем кабинете с кондиционером. Работа была тонизирующей: после операции и послеоперационных отчетов он шел, проверять новых пациентов, поступивших в больницу. И когда все дела были закончены, иногда было легче постелить в офисе и провести там ночь вместо того, чтобы возвращаться в свою квартиру.

Шесть лет назад, прочно обосновавшись в этой престижной клинике, доктор Владислав Степанов никогда не думал о том, чтобы покинуть Москву. Но смерть Натальи изменила это, и в 50 лет человеку, чьи надежды и мечты были разбиты в одночасье, предложение из этой больницы казалось находкой. Шести лет было достаточно, чтобы утвердиться в качестве ведущего офтальмолога, но недостаточно, чтобы стереть его гнев и горечь, недостаточно, чтобы рассеять пустоту в его жизни. В свои 56 лет он создал себе отличную репутацию и зарабатывал кучу денег, но все ради чего?

Именно в такие времена, когда у Влада было слишком мало документов или очень мало пациентов, он впадал в уныние. Он вспомнил, как ухватился за это предложение. Почему он так быстро отреагировал? Почему он не дал себе времени оплакать свою потерю, соблюсти установленный протокол? Он всегда отвечал одно и то же: если бы он остался в Москвe, то каким-то образом нашел бы человека, ответственного за самоубийство Наташи.

А дальше что? Влад просто не знал этого. Его не покидала мысль о том, что его небрежность привела к тому, что она сбилась с пути истинного. Видит Бог, его работа в клинике была очень сложной. Он полностью посвятил себя работе, даже не подозревая, что мужчина по имени Виктор вошел в ее жизнь. Впервые он услышал о Викторе уже после ее самоубийства. В доме практикующего врача она нашла нужные таблетки. Ее записка объясняла все это: ее роман, ее цветущая любовь к Виктору. Она обнаружила, что беременна и что Виктор бросит ее если узнает об этом. Жизнь без Виктора - это не имеет смысла, писала она

Позже Владислав нашел эту фотографию в ящике стола. А сзади: Дорогая Наташа, будь моей навеки, Виктор. С помощью этой фотографии он мог бы найти Виктора и отомстить ему. Вместо этого он сел в самолет до Норильска. Нет места для мести, подумал он. До сегодняшнего вечера...

*****

Вторник. 7.15 вечера. Дверь его кабинета открылась, и вошел пожилой джентльмен. - Доктор Владислав Евгеньевич Степанов?”

Обычно Владислав был бы раздражен этим вторжением, но сегодня он просто сидел, без дела.

- "Меня зовут Анатолий Новиков. Я директор одной крупной компании. Как Вы можете себе представить, я занятой человек, всегда в движении." - Он опустился в кресло.

- "Мне известно что Вы лучший специалист в области проблем со зрением. Поэтому, я пришел прямо к Вам."

- "А что у Вас с глазами?"

- "Не у меня. У моего сына." - Он повернулся и нахмурился.

- "Где же этот... Проклятый мальчишка. Виктор иди сюда!"

В дверном проеме появилась фигура, которая колебалась, прежде чем войти. Владислав почувствовал, как у него перехватило дыхание, и внутри появилось чувство, что с ним произойдёт сердечный приступ. Но, подавляющей мыслью было: этого не может быть...

Но это был именно он. "Будь моей-навеки Виктор." Человек на фотографии. Любовник Натальи. Ее убийца. И вот теперь он был здесь, шесть лет спустя, ища помощи у Влада.

Было очевидно, что Виктор понятия не имел, кто перед ним, предположил Влад. Его размышления привели Влада к выводу, что Виктор никогда не был в их квартире. Очевидно, они встречались в другом месте.

*****

Боль в сердце Владислава отступила, и он глубоко вздохнул.

- "Итак, Виктор... В чем дело?"

Виктор угрюмо отвернулся.

Его отец, нетерпеливо щелкнул языком.

- "Он жалуется на помутнение зрения. Как давно это началось, он понятия не имеет. Я даже не знал об этом до вчерашнего вечера, когда он споткнулся на деловой встрече. Я думал, что это был алкоголь, но он утверждал, что это были его глаза. Мы останемся в городе по крайней мере на 8 дней, поэтому я подумал, что это дело не требует отлагательств. Я позвонил друзьям, и они были единодушны, что ты лучший."

*****

- "А я и не игнорирую его." - Анатолий разговаривал по сотовому телефону.

- "Доктор проводит сейчас анализы."

Он увидел, как открылась дверь, и Владислав позвал его.

- "А теперь мне пора идти."

В приемном покое он увидел сидящего Виктора. Владислав откашлялся.

- "Я вам прямо скажу: у Виктора в левом глазу 2-х сантиметровая злокачественная меланома, которая захватывает сетчатку." - И отец, и сын выглядели одновременно пораженными, поворачиваясь друг к другу, как будто это могло помочь достичь понимания. Доктор продолжал:

- "Проще говоря, его размытость вызвана ростом раковой опухоли. Остановить это можно только путём удаления всего глаза."

- "Удаление..." - лицо Виктора смертельно побледнело.

- "Наши хирургические навыки не настолько развиты, чтобы удалить только опухоль, и даже если бы мы могли, удалить её не повреждая сетчатку, мы не смогли бы восстановить дефект зрения. Поэтому мы аккуратно удаляем весь глаз и заменяем его стеклянным протезом.- Он сделал паузу.

- "Если мы этого не сделаем, рак распространится на окружающие ткани, даже дальше. - Он достал свой телефон.

- "Давайте я вызову свою коллегу. Она будет здесь через тридцать минут."

- "А зачем это нужно?" - Спросил Анатолий. Его дыхание было затруднено.

- "Разве вы не уверены в своем диагнозе?"

- "Я ещё ни разу не ошибался. Но в данной ситуации мнение ещё одного специалиста не будет лишним."

- "В этом нет необходимости. Мне рекомендовали Вас не менее трех специалистов, прежде чем я пришел. Если вы говорите, что у Виктора рак глаза, который нужно вырезать, я вам верю."

- "Ну и что же?" - Взорвался Виктор, заставив остальных вздрогнуть.

- "Речь идёт об удалении моего глаза!"

Влад кашлянул, глядя на отца.

- "Признаюсь, я удивлен вашим спокойствием, вашим почти полным согласием в этом вопросе. Удаление глаза сыну, дело не шуточное..."

Виктор перевел взгляд с доктора на отца, не веря, что они могут обсуждать этот вопрос так небрежно.

Анатолий ответил не сразу. Вид у него был задумчивый. Он поднял глаза на Доктора.

- "Мой отец умер, потому что не обращал внимания на рак стопы. Он не обращал на нее внимания, потому что опухоль была такой маленькой. Когда нога начала опухать, было уже слишком поздно. Если бы кто-то предупредил его, он был бы спасен. Последние месяцы жизни были для него настоящим адом." - Он в отчаянии повернулся к Виктору.

- "Теперь это происходит снова - с тобой. Но это 1999 год, есть надежды на успех. Если хирургия, и потеря одного глаза может спасти жизнь моего единственного сына, я не могу не принять этот вариант?!"

Виктор провел рукой по волосам. Он посмотрел на доктора.

- "А как насчет лучевой терапии или химиотерапии?"

- "Химиотерапия повредит твою сетчатку, лишив тебя зрения. А радиотерапия здесь бесполезна, как удар по кирпичной стене шариками от пинг-понга. Лазер все еще на стадии эксперимента, опять же, высокая температура повредит сетчатку. Операция - это для Вас лучший выбор. Она будет быстрее, эффективнее, чище и безопаснее. Я могу познакомить вас с пациентами, которые думали, что они не смогут обойтись без одного глаза, и сегодня живут вполне комфортно."

Виктор отвернулся с непроницаемым лицом.

Анатолий снова посмотрел на Владислава.

- "Как скоро Вы сможете начать операцию?"

*****

- "Привет, Виктор."

Виктор Новиков посмотрел на вошедшего в его кабинет врача оставшимся глазом. Был уже поздний вечер, врач, как и утром должен был идти по палатам с обходом.

Анна была ассистентом доктора Степанова.

- "Как Вы себя чувствуете?" - Спросила она, сверяясь с его историей болезни. Она надеялась, что Владислав упомянул, что ему, возможно, придется остерегаться симпатического помутнения в его правом глазу. Это может произойти, когда один глаз был удален.

- "Разве Влад сегодня не дежурит?"

Анна улыбнулась:

- "Я может быть, и его второй номер, но я вполне способна Вас осмотреть Виктор! Не волнуйтесь, если я не справлюсь, я всегда могу позвонить ему."

Дверь открылась, и вошел Владислав Евгеньевич. Увидев Анну, он остановился.

- "Анна, что ты здесь делаешь?"

Виктор заметил, как она напряглась.

- "Провожу ночной обход. Так как ты не был на дежурстве."

Влад был резок.

- "Я уже здесь. Ты можешь идти."

Анна глубоко вздохнула, повернулась и вышла.

Доктор улыбнулся Виктору, и от этой улыбки ему почему-то стало не по себе.

- "Хорошо себя чувствуешь, Виктор?" - Тихо спросил он.

- "А каково это, когда одним глазом меньше? Чувствуешь себя подавленным? Разбитым вдребезги? Посещают ли тебя мысли о суициде?" Он поднял фотографию, найденную в вещах Наташи, и увидел, как на лице Виктора отразилось недоумение.

- "Дорогая Наташа. Помнишь Наташу? Прошло уже шесть лет... Вы были любовниками Виктор. Ты вторгся в нашу жизнь, развращая ее разум. Она забеременела от тебя, а потом..." - Он медленно произнёс.

- "Она покончила с собой... В течение 6 лет я мечтал о мести, которую я бы осуществил, если бы наши пути пересеклись. А вчера, ты сам пришел ко мне. Сегодня утром я положил тебя под нож, Виктор." - Он пристально посмотрел Виктору в единственный здоровый глаз.

- "Так что же я сделал, Виктор?" - Его голос упал до шепота.

- "А что я такого сделал?" - Он вышел из комнаты.

Виктор вдруг понял, что его бьет дрожь. Его лоб покрылся потом, ему стало трудно дышать. Владислав сошёл с ума! "И что же я сделал?!" Виктор вдруг очень испугался. Он нажал кнопку вызова.

Ночная медсестра быстро ответила:

- "Сейчас же позови сюда Анну!" - Выпалил Виктор.

Привыкшая к прихотям богатых пациентов, она среагировала быстро. Анна была там меньше чем через пять минут.

- "Что случилось?"

Он схватил ее за запястье. Если Степанов ложно диагностировал у него рак, то он удалил совершенно нормальный глаз!

- "Мой левый глаз, который удалил доктор Степанов. Мне нужно выяснить, было ли что-то с ним не так! Ты можешь это сделать?"

Она нахмурилась.

- "Виктор, там была раковая опухоль."

- "Мне нужно точно это знать! Можно ли это проверить?"

- "Да. Мы отправляем все образцы для послеоперационных исследований. Поскольку ваше дело было обычным, спешить было некуда. Отчет будет в ближайшее время."

- "Мне обязательно нужно это выяснить..."

Анна воспользовалась телефоном у кровати, чтобы связаться с патологоанатомами. Когда она положила трубку, то лишь пожала плечами.

- "Как и ожидалось: злокачественная меланома ограничена внутренними слоями глаза. А чего вы ожидали?"

- "Значит диагноз был верным." - Озадаченно подумал Виктор. - "Итак, глаз был поражен болезнью. Влад его удалил. Что же все-таки происходит?"

Анита придвинула к себе стул.

- "Поговори со мной, Виктор."

Он передал ей слова Доктора Степанова.

Анита покачала головой.

- "Я не думаю что Владислав Евгеньевич мог удалить здоровый глаз. Тогда его поймают. Он слишком умен, чтобы сделать что-то настолько глупое."

Виктору пришла в голову одна мысль.

- "Мой правый глаз плохо видит."

- "Как я тебе и говорила. Симпатическое помутнение."- Сказала Анна.

- "Но что, если и с моим правым глазом что-то не так?"

Она вздохнула.

- "Например... Рак? Ладно, Виктор, давайте я вас осмотрю." Закончив осмотр, она улыбнулась.

- "Все отлично, Вы зря переживали."

- "Этот протез!" - Вдруг сказал он. Его рука потянулась к стеклянному глазу.

- "А что, если он его испортил?"

Анна отрицательно покачала головой

- "Это не возможно. Все предметы, попадающие в операционную, абсолютно стерильны.

Виктор выглядел взволнованным.

- "Что же он мог сделать? Он сказал, что это что-то ужасное, но все вроде бы в порядке..." - Его глаза расширились.

- "Боже Мой! Он посеял семена сомнения в моем разуме. Он знает, что я проверю и пойму что все нормально, но все равно продолжу беспокоиться. Он пытается свести меня с ума!"

На лице Анны отразилось сомнение.

- "Это было бы идеально для него. Никаких доказательств нечестной игры. Но ты кажешься нормальным, если это его план, то он не сработал."

- "Он снова кивнул." - Но это же гениально. Представьте себе мое состояние: я потерял глаз и вдруг он пугает меня до безумия. Если бы вас тут не было, Доктор..."

- "Завтра тебя выпишут. Мой тебе совет: иди домой, найди врача, которому ты доверяешь. Забудь о Владе и его угрозах. Это будет твой ответ его словам."

*****

На обратном пути в больницу пять дней спустя Виктор рассказал отцу о Владе и его угрозах. Анатолий недоверчиво посмотрел на сына.

- "Почему ты не сказал мне об этом раньше?"

Виктор рассказал про разговор с Анной. И о том, что они сошлись в едином мнении что Владислав блефовал. Отец выглядел обеспокоенным.

- "Если это так, то почему тебя до сих пор беспокоит твой правый глаз?"

В больнице они направились в кабинет директора и выложили ему всю историю.

Директор явно не верил своим ушам. - "Сейчас я вызову Владислава Евгеньевича."

Анатолий кивнул.

- "Да, и Анну тоже позовите."

Первым подошёл Степанов. Он был непреклонен.

- "Ни чего предосудительного я не сделал."

Вошла Анна и остановилась, увидев, кто сидит в кабинете.

Анатолий поманил ее к себе.

- "Я хочу, чтобы вы проверили правый глаз Виктора."

Директор кивнул, старательно сохраняя нейтральное выражение лица.

Она достала оптический прибор и подошла к Виктору. Тишина была настолько полной, что все в каюте услышали, как она ахнула. Она медленно выпрямилась. Ее лицо вытянулось.

- "Этого не может быть." - Хрипло сказала она.

Анатолий неуверенно шагнул к ней, сжимая кулаки.

- "О чем это Вы?"

- "Злокачественная меланома, поражающая сетчатку."

У директора перехватило дыхание. Анатолий рухнул в кресло, держась за сердце. Директор выглядел пораженным, переводя взгляд с Анны на Виктора. Влад вышел из комнаты.

Потом Виктор начал смеяться.

- "Это и есть расплата. Оба моих глаза! И все из-за этой суки, Наташа! Так забавно на самом деле, она была ничем для меня." - Он, спотыкаясь, вышел из комнаты. Отец, окликнув его по имени, последовал за ним.

Директор пристально посмотрел на Анну, которая невозмутимо ответила ему таким же взглядом. Он поднял трубку.

- "Дайте мне патологию. Алло Андрей? Мне нужна информация об образцах пациента. Виктор Новиков... Да... Все так... Кто подготовил снимок... Владислав Степанов понятно, он все еще там? Пожалуйста, проверьте. И остался ли какой-нибудь образец? Сгорел..." - Он положил трубку.

- "Я начинаю понимать, как это произошло: Рак всегда был на правой стороне. Левый глаз был в норме. Влад диагностировал дефект в левой стороне и удалил этот глаз. Он взял его для самостоятельного исследования, ссылаясь на "особо интересный случай". Он уничтожает его и готовит снимок из образца другого пациента. Его следы уже заметены. Когда Виктор просит вас проверить, вам говорят, что да, у левого глаза действительно был рак. Затем вы проверяете его правый глаз, пораженный, и вы говорите Виктору, что все нормально."

- "Виктор возвращается, из-за ухудшения зрения. Вы проверяете его снова, и теперь у него есть опухоль в правом глазу, которой не было 5 дней назад." - Он опустил глаза.

- "Вы разрушили жизнь этого человека. Все равно что убили его..."

*****

Она нашла Влада в его кабинете, за письменным столом. Закрыв дверь и подходя к нему, она поняла что что-то не так. Она бросилась к нему и пощупала пульс. Но его не было.

Она инстинктивно поняла, что это сердечный приступ. Слишком много событий за последние несколько лет. Его сердце не выдержало.

Она опустилась на колени и повернула кресло к себе. Его рука упала на колени. В ней была вырезка из газеты, датированная шестью годами раньше. Анне не нужно было смотреть на неё, она знала эти слова наизусть.

Самоубийство дочери врача: Наталья Степанова, 24 года, дочь известных глазных специалистов доктора Владислава Степанова и доктора Анны Степановой, была найдена...

С тяжелым сердцем Анна Степанова обняла мужа и заплакала.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор