Операция "Скачок". Часть 1

В то время как немецкая шестая армия находилась на грани уничтожения, ведя оборонительные бои Сталинграде, немецкие войска к западу от города столкнулись с наступающими советскими войсками.

Ставкой Верховного Главнокомандования ( далее - Ставка) был разработан амбициозный план, призванный освободить Донской бассейн от Курска на севере до Азовского моря на юге, в результате чего жизненно важный сельскохозяйственный и богатый полезными ископаемыми район снова оказался под контролем СССР.

Союзные Германии армии к тому моменту были практически уничтожены. Венгерская 2-я армия и итальянская 8-я армия, расположенные вдоль верхнего Дона, были разбиты Воронежским фронтом генерала Голикова, в результате чего к югу от немецкой 2-й армии, которой было поручено защищать район Воронежа, образовалась зияющая брешь.

Южнее Юго-Западный фронт генерала Николая Ватутина, несмотря на сильное сопротивление немцев, двинулся на Ворошиловград и Старобельск. На Кавказе и вдоль реки Донец немецкие войска группы армий "А" вели бои с наступающими армиями Закавказского и Сталинградского фронтов.

В середине января Сталин и Ставка увидели очень отчетливую возможность заставить весь южный фланг немецкой армии на востоке рухнуть. Когда победа под Сталинградом была почти гарантирована, советские военные планировщики разработали операции, направленные на то, чтобы оттеснить немцев к реке Днепр, более оптимистичные планировщики, включая Сталина, надеялись на еще больший толчок.

Одной из таких операций была операция "Скачок", цель которой была использовать силы Юго-Западного фронта Ватутина чтобы очистить южный Донской бассейн от противника и отбросить его к Днепру. На правом фланге Ватутина Воронежскому фронту Голикова было приказано взять Харьков, а затем следовать за отступающими немцами как можно дальше на запад (операция "Звезда").

Немецкие войска, стоявшие перед Ватутиным, были измотаны неделями боев и отступления. Силы шестой армии генерал-лейтенанта Федора Михайловича Харитонова и первой гвардейской армии генерал-лейтенанта Василия Ивановича Кузнецова быстро приближалась к реке Айдар в районе Старобельска, в то время как третья гвардейская армия под командованием генерал-лейтенанта Дмитрия Даниловича Лелюшенко угрожал форсировать реку Донец к западу от Ворошиловграда. Южнее Лелюшенко, пятая танковая армия Ивана Тимофеевича Шлемина также продвигалась к восточному берегу Донца.

У Ватутина также была общевойсковая группа, которой командовал генерал-лейтенант Попова, в которой находилась почти половина бронетехники Юго-Западного фронта.

В общей сложности Ватутин имел более 500 танков и около 325 000 человек для выполнения операции.

Противостоящие Ватутину силы представляли собой мешанину немецких частей, пытающихся восстановить какую-то оборонительную линию и командный контроль. Около 160 000 человек и 100 танков из нескольких уничтоженных дивизий изо всех сил пытались собраться в какую-то сплоченную силу, чтобы встретить наступающие советские войска.

Первая танковая армия под командованием генерала Эберхарда фон Макензена только что прибыла после изнурительного отступления с Кавказа. У него было около 40 боеспособных танков и, по оценкам, 40 000 военнослужащих.

Армейская группа "Холлидт" представляла собой скопление остатков пехоты и танковых дивизий. Под командованием генерала Карла Холлидта подразделение насчитывало около 100 000 человек и 60 танков. Еще 20 000 солдат прибыли из различных вспомогательных и гарнизонных подразделений.

Зная о дезорганизации противника, Ватутин планировал свои действия соответствующим образом.

***

Ватутин родился в 1901 году, в 1920 году вступил в Красную Армию. Поступил в Академию имени Фрунзе, которую окончил в 1929 году. Продолжая свою карьеру, Ватутин посещал и окончил Академию Генерального штаба и служил в Генеральном штабе с 1937 по 1940 год. Во время битвы за Москву он отличился как начальник штаба Северо-Западного фронта, а в 1942 году был назначен командующим Юго-Западным фронтом.

Ватутин считался одаренным стратегом, и его мнение высоко ценилось. Он с энтузиазмом рассматривал возможность освобождения бассейна Нижнего Дона и уничтожения немецких частей, оборонявших его, и Ставка предоставила ему большую свободу в формировании плана наступления, который он разработал со своими командирами и штабом.

Главный удар должен был быть нанесен первой гвардейской и третьей гвардейской армиями, которые должны взять Сталино, а затем Мариуполь. Эта атака, поддержанная группой Попова и пятой танковой армией, заманила бы в ловушку большую часть немецких частей на линии реки Донец к югу от Харькова. Дивизии Южного фронта, находившиеся на левом фланге Ватутина, должны были сотрудничать, продвигаясь вдоль Азовского моря к Ростову и далее.

Теоретически план был хорош. Донесения разведки указывали на то, что немцы находились в состоянии, близком к панике. В других сообщениях говорилось, что вражеские войска поспешно отступают со всего района, что дало Ватутину представление о том, что его операция была средством сокрушить разбитого и деморализованного врага.

Советские оценки в некоторой степени были ошибочными. Немецкие линии снабжения стали намного ближе после отступления от Сталинграда, и способность формировать специальные подразделения вокруг полковых и дивизионных кадров была успешной.

Был и еще один важный фактор, работавший на немцев. Фельдмаршал Эрих фон Манштейн. "Архитектор" Арденнского наступления 1940 года и "завоеватель" Севастополя в( 1942 году), фон Манштейн считался одним из лучших стратегических и тактических умов в вермахте.

Хотя дивизии его группы армий "Дон" были потрепаны, немецкий командующий уже планировал оборону в бассейне Дона. Он знал, что линии снабжения Красной Армии значительно удлинились по мере того, как его собственные сокращались, что затрудняло для советской бронетехники надлежащее пополнение горючим и боеприпасами. Он также знал, что, хотя русские имели превосходство в живой силе и технике, их резервов не хватало для длительной атаки и прорыва.

Фон Манштейну повезло и в другом отношении. В то время как разгром под Сталинградом все еще не был доведен до конца, ему удалось уговорить Гитлера позволить большинству немецких войск на Кавказе отступить, прежде чем они будут отрезаны. К концу января многие из этих подразделений, включая первую танковую армию, перегруппировывались в бассейне Дона. Четвертая танковая армия под командованием генерал-полковника Германа Гота также находилась в процессе выхода из советской ловушки.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи