Первая мировая война (марксистский анализ). Часть 10.

Нападение Австрии на Сербию не привело сразу к войне с Россией. В Петербурге генералы с нетерпением ждали начала боевых действий. Однако министр иностранных дел России Сазонов, похоже, не разделял авантюризм генералов. Он опасался последствий войны для нестабильной политической ситуации в России и не был убежден, что русская армия сможет победить в конфликте с грозной германской военной машиной.

Вместо этого он выступал за частичную мобилизацию, направленную на оказание давления на Австрию, чтобы заставить ее отказаться от идеи войны с Сербией. Но результат оказался прямо противоположным. Угроза, исходившая от русской мобилизации, лишь подтолкнула Германию к дальнейшему сближению с Австрией и побудила ее ускорить осуществление своих агрессивных планов.

Отказ от помощи сербам был бы смертельным ударом по престижу России. А престиж может играть очень важную роль в мировых делах.

Престиж нации можно измерить многими способами: финансовыми, промышленными, культурными и так далее. В случае так называемых "великих держав", престиж измеряется размером армии, флота и военно-воздушных сил. Дипломатия, как правило, наиболее эффективна, когда она подкрепляется угрозой военных действий. Великая держава, у которой нет очень большой армии, скоро перестанет быть великой державой.

Министр иностранных дел СазоновМинистр иностранных дел Сазонов

 

Будучи униженным Австрией во время Боснийского кризиса 1908 года, правящий класс России не мог допустить нового и еще более позорного унижения, бросив Сербию. Такая капитуляция полностью подорвала бы статус России как великой имперской и военной державы в Европе. Это открыло бы ей путь к дальнейшим и еще более дерзким требованиям как со стороны Австрии, так и со стороны Германии.

Еще до того, как Австрия начала военные действия, германский посол в Санкт-Петербурге потребовал встречи с Сазоновым. В ходе этой любезной беседы, целью которой было, очевидно, дать немцам ясное представление о намерениях России, Сазонов признался послу, что “некоторые военные приготовления уже были предприняты, чтобы избежать неожиданностей”, а также сказал, что мобилизация не будет начата до тех пор, пока Австрия не пересечет сербскую границу.

Берлин был должным образом проинформирован о том, что Россия готовится к мобилизации своей армии. Напрасно германскому правительству сообщали, что никаких агрессивных намерений со стороны России по отношению к Германии не существует. Мало кто в Берлине был одурачен такими успокаивающими заявлениями. Частичная мобилизация русской армии (то есть только против Австрии), произведенная после объявления Австрией войны Сербии, только подтвердила подозрения Берлина.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи