Первая мировая война (марксистский анализ). Часть 11

Европа теперь четко разделилась на два вооруженных союза: союз центральных держав (Германия, Австро-Венгрия и Италия с Румынией в качестве вспомогательного союзника) и Антанта (Франция и Россия при вспомогательной поддержке Сербии и Черногории). Британия, как обычно, заняла промежуточную позицию, пытаясь не ввязываться в войну.

Германия, и Австрия полагали, что их объединенная мощь заставит другие державы отступить. Это был серьезный просчет. Положение ухудшилось, когда Италия внезапно вышла из союза центральных держав.

Позиция Италии, которая до сих пор была союзником как Германии, так и Австрии, внезапно изменилась, когда она отказалась действовать вместе с Австрией, чей “ультиматум был настолько агрессивным и неумелым, что был неприемлем для итальянского и европейского общественного мнения”. Одно дело-вступать в союз в мирное время, когда это не предполагает никаких жертв. Совсем другое дело — продолжать такой союз во время войны, когда требуются очень серьезные жертвы.

Как и Германия, Италия обрела национальную независимость только в последней половине XIX века. Итальянская буржуазия не была лишена имперских амбиций. Она бросала завистливые взгляды на британскую и французскую империи и, казалось, лелеяла грандиозные мечты о воссоздании Римской империи. Однако пока она довольствовалась дипломатическими маневрами и более скромными планами захватить часть Балкан и овладеть господством в Адриатическом море.

Слабая итальянская буржуазия была вынуждена выражать свои грандиозные имперские амбиции в ряде дипломатических интриг и маневров, то поддакивая одной великой державе, то другой, меняя свою поддержку в обмен на обещание территориальной экспансии. То, чего не хватало бессильной итальянской буржуазии, она восполняла хитростью.

Не получив удовлетворения своих планов в союзе с центральными державами, они, естественно, пошли искать новых союзников. Будучи встречены в Париже и Лондоне широкими улыбками, распростертыми объятиями и самыми аппетитными обещаниями грядущих наград, они немедленно разорвали все отношения с прижимистыми и властными австрийцами и немцами и быстро вступили в Антанту. Для этого Италия подписала секретный Лондонский договор. В этом договоре Британия предлагала Италии большие участки территории в районе Адриатического моря-части австрийского Тироля, Далмации и Истрии.

Националисты, с их мечтами о Великой Италии, были в ужасе от решения правительства о нейтралитете в начальный период войны в 1914 году. Муссолини, который в то время был членом Итальянской социалистической партии, выступил против войны. В июле 1914 года, отражая общее антивоенное настроение партийных рядов, он писал: «долой войну. Долой оружие». Однако к октябрю 1914 года он изменил свое мнение и назвал войну “великой драмой”: «вы хотите быть зрителями в этой великой драме? Или вы хотите быть его бойцами?» Муссолини был впоследствии исключен из социалистической партии, что позволило ему освободиться от притворной верности в марксистские идеи.

Муссолини и итальянским шовинистам не пришлось долго ждать, чтобы принять участие в "великой драме". 26 апреля 1915 года, добросовестно выполняя приказы своих хозяев из Лондона и Парижа, Италия вступила в войну. Однако, как это часто бывает в сделках между мафиози, итальянские грабители так и не получили всех обещанных им наград. В Версале крупные разбойники обманывали мелких. И как всегда, простые люди расплачивались за алчность правящего класса своей кровью.

К концу войны в 1918 году 600 000 итальянцев были убиты, 950 000 ранены и 250 000 остались калеками на всю жизнь. С быстро растущей инфляцией и массовой безработицей Италия оказалась во власти массовых забастовок и оккупаций фабрик рабочими.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи