Поговорим о Средневековье и его "кончине". Часть 1.

1621751720-rachelwan-perspective-studies-1-c4a30448-ru5h.jpeg

С развалом Римской империи в пятом веке Европа испытала приток новых народов. С востока пришли мадьяры (венгры), которые поселились в Центральной Европе, где они были обращены в христианство. Из Скандинавии пришли так называемые северяне (скандинавы или викинги), которые достигли Украины и которые по большей части стали христианами. Арабы вторглись в Европу в восьмом веке, впоследствии распространив свое влияние на Северную Африку, а также Испанию. Монголы хлынули на территорию нынешней России и Украины. Княжество Московское, которое поднялось после начала развала империи монголов, постепенно увеличивалось в размерах, достигая южного Урала и Каспийского моря.

Это множество влияний способствовало как политической, так и культурной фрагментации Европы.

В 1500 году Европа представляла собой лабиринт из примерно 500 раздробленных государств. Экономические, политические и судебные институты в подавляющем большинстве были местными. Территории и города подчинялись запутанному множеству пересекающихся юрисдикций. Города-государства Италии и торговые города северной Германии сумели сохранить свою независимость от территориальных правителей. Городские стены, защищавшие жителей от бандитов и болезней, также служили символами городских привилегий.

Отчасти фрагментация Европы была обусловлена ее тремя системами права: гражданским, каноническим и обычным. Правовые концепции, принципы и процедуры гражданского права развились из римского права, которое основывалось на рациональном толковании письменного права, применяемого к человеческим делам. Гражданские законы издавались и тем самым санкционировались правителями, власть которых частично проистекала из их права издавать или навязывать законы. Таким образом, развитие гражданского права способствовало развитию суверенных государств, тесно связывая власть правителей государств с силой закона. Каноническое право, установленное папой для Западной Церкви, кодифицировало на латыни каноны Церковных соборов и богооткровенные авторитеты Библии и отцов Церкви. Как и в гражданском праве, каноническое право помогло утвердить, по крайней мере в принципе, авторитет духовных правителей—пап, кардиналов и епископов, тесно связав закон с авторитетом правителей в целом, чьи подданные были обязаны им личной преданностью.

Тем не менее, безусловно, в позднем Средневековье межсекторальная лояльность - наиболее распространенная как для светских, так и для церковных властей - часто была нормой. Субъекты конкурирующих органов использовали эту систему для использования юрисдикционных конфликтов в своих собственных целях, когда это было возможно. Это иногда служило для усиления влияния нескольких авторитетов.

Обычное, или общее право, представляет собой кодификацию установившегося обычая, подразумевающую постоянную ссылку на решения, принятые ранее судьями. Это был обычный способ права во всех областях, где римское право не использовалось. В Западной Европе обычное право развилось из обычаев феодализма, набора взаимных экономических, социальных и политических отношений, которые поощряли децентрализованные структуры власти.

В Англии, где общее право объединяло обычное право для всей страны, законы контролировались местными судами, что способствовало децентрализации английской королевской власти. В отличие от римского права, которое помогло сформировать представление о том, что правитель является суверенным законодателем, который может переопределить обычай, обычное право помогало корпоративным группам (таким как гильдии, которые были ремесленными ассоциациями) или отдельным лицам отстаивать свои интересы и права, создавая прецеденты, которые, по крайней мере в принципе, могли переопределить вмешательство правителя в юридический процесс.

Политическая фрагментация Европы сопровождалась культурной фрагментацией, усиленной множеством языков, на которых говорят. На латыни, языке культуры, все еще говорили в университетских городах. Расстояния и трудности в передвижении и общении также были внушительными.

***

Европа стояла на перекрестке цивилизаций и религий. После распада Римской империи христианский мир был разделен между Римско-католической церковью и Восточной православной церковью после Великого раскола между двумя церквями в 1054 году. Притязания римского епископа—папы—на власть над всеми восточными христианами (а также гнойный доктринальный спор о природе Святой Троицы) привели к разрыву, кульминацией которого стало отлучение папой Константинопольского патриарха.

Христианство, как альтернативный источник верности и власти, претендующий на статус универсального государства (со своим собственным языком, латынью), представляло потенциальное препятствие для государственной власти. Оно также обеспечило общую культуру, охватившую большую часть Европы.

По мере того как Церковь и монархии становились все более централизованными, конфликт между ними становился неизбежным. Сама Церковь была централизованной религиозной властью с конца Римской империи, которая оставила папство в Риме независимым от светского правления. После середины XI века папы избирались церковными кардиналами, каждый из которых был назначен предыдущим папой. Епископы и аббаты обещали повиноваться папе в обмен на владение землями аббатства и церковными доходами.

В Османской империи религиозный и политический суверенитет принадлежал одному и тому же лицу - султану. В отличие от этого, правителям территориальных государств в Европе удалось сделать себя в значительной степени автономными от церковной власти. Хотя Церковь была богатой и могущественной (владея примерно 25 процентами земель Каталонии и Кастилии и, возможно, 65 процентами в южной Италии), князья не желали позволять Церкви вмешиваться в их власть, даже несмотря на то, что церковные лидеры во многих случаях короновали их. В течение четырнадцатого и пятнадцатого веков правители отказывались допускать церковные суды на свои территории.

***

В средневековый период западные христиане пытались отвоевать земли, завоеванные мусульманами, особенно стремясь вернуть Иерусалим. Первый из восьми “Крестовых походов”, продолжавшихся до 1270 года, начался в 1095 году. В 1204 году, считая восточную православную религию ересью, крестоносцы завоевали Византийскую империю, которая простиралась от восточной Италии до восточной оконечности Черного моря. В середине XIV века турки-османы завоевали две трети Анатолии, большую часть Балканского полуострова и Грецию. К 1400 году ислам распространился от южной Испании и Северной Африки до северной Индии и далее до островов в Юго-Восточной Азии. В течение четырнадцатого и начала пятнадцатого веков Византийская империя (которая была греческой по культуре и православной по религии) была сведена к небольшой территории, расположенной на проливе между Азией и Европой, которая включала ее столицу Константинополь (современный Стамбул). Наконец, турки-османы захватили Константинополь после длительной осады в 1453 году, что стало последним актом упадка Византийской империи. В течение следующих четырех десятилетий османы удвоили свою европейскую территорию, завоевав Сербию в 1459 году, Боснию в 1463 году, Албанию в 1479 году и Герцоговину в 1483 году. Присоединение Венгрии расширило Османскую империю до реки Дунай.

Турки-османы обладали большой армией — большая ее часть была набрана из новообращенных в ислам, особенно пехота (янычары) - и сильным флотом. Эффективная дипломатия дополняла военную мощь. В первой половине шестнадцатого века османы также поглотили Египет и двинулись в Иран, достигнув Багдада на территории нынешнего Ирака в 1534 году, а затем Персидского залива. Это был апогей Османской империи, которая использовала лояльные элиты на местном уровне для получения доходов, которые финансировали государство. В течение следующих нескольких столетий римско-католическая Европа будет рассматривать ислам как постоянную угрозу своей религии и культуре. Тем не менее, значительное большинство бесчисленных народов, которыми правили турки-османы, оставались христианами, и им было разрешено продолжать исповедовать свою религию. Несмотря на существование общей исламской высокой культуры, исламские турки-османы принимали немусульман в своей империи, и последние всегда представляли значительное большинство населения. Напротив, христианские государства систематически преследовали и изгоняли мусульман. На протяжении веков западные писатели превосходили друг друга в описании турок-османов как “бича Божьего”, варварского, деспотического и жестокого.

***

Средневековое общество было примерно разделено на три социальные группы: духовенство, которое молилось и заботилось о душах; дворяне, которые управляли и сражались; и крестьяне, которые работали в полях. Бюргеры, жители городов, чья предпринимательская деятельность сделала возможным экономический динамизм средневековой Европы между 1000 и 1350 годами, были, несмотря на их растущее значение, вне этой классической типологии.

У духовенства было много ролей, служа священниками, учителями, судьями, медсестрами, помещиками и капелланами. Но их можно было судить только в церковных судах, и в ходе эволюции современного государства их статус отдельной группы оказался под вопросом. Светское духовенство (то есть священники, не принадлежавшие к определенному религиозному ордену) служило населению в целом. Регулярное духовенство включало сотни тысяч монахов и монахинь, живущих в монастырях и обителях по строгим религиозным правилам, отрезанных от внешнего мира своими обетами (а в некоторых местах юридически считавшихся мертвыми).

Дворяне владели большей частью земли, и их статус и доход проистекали из этого, а также из их военных функций. Благородные титулы означали превосходство по происхождению, и знатные семьи обычно вступали в смешанные браки. Дворяне не должны были работать, но должны были быть готовы защищать своего монарха, интересы и честь своих семей.

Крестьяне, составлявшие около 85 процентов населения Европы в 1500 году, жили в деревнях или в небольших поселениях на землях дворян, зависимых от последних для защиты в обмен на рабочую силу. Крестьяне не имели юридического статуса, за исключением тех (по большей части в Западной Европе), кто владел землей. В некоторых местах они считались едва ли лучше животных господами, которые угнетали их, и духовенством, которое говорило им, что их удел в жизни - страдать в ожидании небесных наград.

Деревни или, в пределах городов, приходы составляли вселенную большинства европейцев. Местная солидарность имела приоритет над солидарностью правителей государств, чей эффективный охват во многих местах оставался весьма ограниченным. Многие деревни были, по сути, фактически самоуправляемыми; сельские советы решали, какие культуры будут посажены на общей земле, и устанавливали дату начала вспашки. Такие советы сосуществовали с сеньориальной властью лордов.

По меньшей мере пятая часть населения Европы жила в крайней нищете. Для обычных рабочих три четверти их заработка уходили на покупку продуктов питания. Города и поселки были переполнены бедняками, которые изо всех сил пытались выжить. Один папа жаловался на бродяг в Риме, “которые наполняют своими стонами и криками не только общественные места и частные дома, но и сами церкви; они вызывают тревогу и инциденты; они бродят, как звери, не заботясь ни о чем, кроме поиска пищи”. Бедняки бродили повсюду, куда только могли унести их ноги, находя работу там, где могли, иногда прося милостыню, иногда воруя. Акты милосердия, поощряемые Католической церковью, которая рассматривала такие действия как необходимые для спасения, помогли многим бедным людям выжить. Но в то время как бедных нищих из общин терпели и иногда оказывали помощь, горожане и сельские жители одинаково боялись бедных чужаков, особенно цыган. Бандитизм был распространен почти повсеместно, например, между венецианской и турецкой территориями, между Папскими государствами и Неаполитанским королевством, а также в Пиренейских горах. История Робина Гуда, английского бандита и популярного героя XIII века, который, как утверждалось, крал у богатых, чтобы раздавать бедным, имела свои континентальные аналоги.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи