Поговорим о Средневековье и его "кончине". Часть 2.

1621851230-4a7c3877f5ef8c8005a85c4adcb879b8.jpeg

Феодализм развивался в течение девятого и десятого веков в ответ на падение власти территориальных правителей. Примерно между 980 и 1030 годами в большей части Европы были нарушены закон и порядок, и насилие стало нормой. Этот нестабильный период характеризовался войнами между кланами и между территориальными лордами, сопровождавшимися свитой вооруженных людей, а также опустошениями грабительских банд. Структура власти (король, лорды, вассалы и крестьяне), возникшая в феодальные времена, была реакцией на анархию и нестабильность предыдущих лет. Феодализм также следует рассматривать в контексте преимущественно аграрной экономики, где правители и лорды сохраняли большие поместья.

Несмотря на увеличение власти великих лордов, между королем и лордом оставалась существенная разница. Короли были помазаны церковной властью в священном обряде и поэтому утверждали, что правят “по милости Божьей”, даже когда они были неспособны принудить великих лордов и их семьи. Могущественные лорды налагали на “вассалов " обязательства верности и военной службы. Их вассалы получали в обмен защиту и пользование землями (называемыми феодами), на которые, по крайней мере в принципе, лорды сохраняли права. Наследники вассалов наследовали те же условия, хотя вассал должен был платить лорду плату при наследовании имущества. Вассалы соглашались сражаться за своего господина определенное количество дней в году и выкупать его, если он попадет в плен. Со своей стороны, лорды разрешали споры между вассалами. Вассалы могли объединиться, чтобы противостоять королю, который не выполнил свои обязательства; точно так же король или лорд могли наказать вассала, который пренебрег своими обязательствами перед своим лордом. Сложные церемонии, включающие торжественные клятвы, "данные перед Богом" и благословленные церковниками, определяли взаимные обязательства лорда и вассала.

Таким образом, феодализм был системой, в которой более могущественные извлекали доходы или услуги из менее могущественных, а крестьянство, находящееся в нижней части социальной иерархии, было самым слабым из всех.

Феодализм окончательно угас в монархических государствах в конце XIV века с появлением более сильных государственных структур, а также с восстановлением власти Римско-католической церкви на большей части Европы. Таким образом, феодальные отношения распадались по мере увеличения силы правителей и снижения независимости знати в более сильных государствах. Королевские суды постепенно узурпировали судебную власть знати (хотя в некоторых местах и не полностью). Кроме того, развитие денежной экономики (оплата золотом или серебром или монетами, отчеканенными правителями) все больше и больше делало феодальные отношения устаревшими. Одним из признаков этого был переход крестьян к денежным платежам лордам вместо урожая или животных.

Черная смерть середины XIV века также помогла пробить похоронный звон феодализма в Западной Европе, убив от трети до половины населения Европы. Поскольку заработная плата выросла из-за нехватки рабочей силы, крестьяне смогли улучшить свой правовой статус. Чума также убила многих лордов. Когда лорды попытались восстановить феодальные отношения, произошло несколько восстаний.

Недовольство королевскими войсками (наряду с введением новых налогов) способствовало крестьянским восстаниям во Фландрии (1323-1328), северной Франции (Жакерия 1358 года) и Крестьянскому восстанию в Англии в 1381 году. Были также волнения среди городской бедноты, поскольку простые люди сопротивлялись попыткам вернуться к тому, что было раньше.

***

Сельское хозяйство лежало в основе европейской экономики, в которой собственность на землю была главным определяющим фактором статуса.

Крестьяне постоянно вели затяжную и чаще всего проигранную борьбу с природой. Большая часть земель была низкого качества, включая холмистую и каменистую местность или болота, которые нельзя было обрабатывать. В большинстве стран Европы небольшие участки, бедная и истощенная почва и традиционные методы ведения сельского хозяйства ограничивали урожайность. Крутые склоны приходилось расчищать и террасировать вручную. Крестьяне пахали ручными “качающимися” плугами. Кроме того, в деревнях были общие земли, первоначально предоставленные лордами. Это было экономически расточительно, но на протяжении веков общая земля предлагала безземельным беднякам необходимый ресурс для выживания. И при самых благоприятных обстоятельствах крестьянам приходилось экономить от одной пятой до одной восьмой части своих семян для пересадки в следующем году.

Крестьяне были обязаны своим господам большей частью того, что они производили. Крестьяне также должны были выплачивать часть тех скудных льгот, которые им удавалось извлечь из земли, лордам в силу их статуса и владения землей. Лорды все чаще находили более выгодным сдавать в аренду земельные участки, и постепенно многие заменяли трудовые услуги наличными деньгами, которые они тратили на товары, включая предметы роскоши, доступные на расширяющихся рынках и ярмарках. Сюда входили шелк, хлопок и некоторые специи, которые торговцы привозили из Леванта (стран, граничащих с восточным Средиземноморьем).

Крестьяне (как и другие социальные группы) также должны были платить десятину (отдавать 10 процентов своих доходов) Церкви. Эти десятины традиционно выплачивались натурой, но в позднем Средневековье они все больше монетизировались. В условиях в основном натурального хозяйства это оставляло сельскую бедноту — то есть большинство семей — практически без средств к существованию.

Тем не менее, даже с ростом населения, лорды в тринадцатом веке часто сталкивались с нехваткой рабочей силы и были вынуждены предоставлять выгодные условия крестьянам. Многим крестьянам в Западной Европе удалось выкупить свою свободу, превратив свои обязательства в арендную плату, выплачиваемую лордам.

Крепостное право начало исчезать во Франции и южной Англии в двенадцатом веке. Правители имели основания поощрять движение к свободному крестьянству в Западной Европе, потому что свободные крестьяне могли облагаться налогом, в то время как крепостные, которые были юридически привязаны к земле, на которой они работали, полностью зависели от лордов, которые владели землей. В Западной Европе свободное крестьянство отражало рост авторитета правителей и относительное снижение авторитета дворян. На Западе большинство крестьянских владений все больше защищалось гражданским законом или обычаем.

В отличие от появления свободного крестьянства на Западе, большинство крестьян в Восточной и Центральной Европе потеряли свою свободу в течение шестнадцатого века, вынужденные стать крепостными, поскольку землевладельцы стремились обеспечить себя стабильной рабочей силой. Это само по себе было признаком того, что тамошняя знать добивалась территориального господства, практически независимого от господства королей и других правителей, как в Польше.

Многие люди постоянно находились в движении в Европе. Свободные крестьяне двигались к границам Европы в поисках земли, которую они обрабатывали. Торговцы, ремесленники и сельскохозяйственные рабочие путешествовали на большие расстояния в поисках работы. Пастухи вели своих овец с равнин на летние пастбища на более высоких высотах, а затем возвращались осенью. Сотни тысяч сельских жителей также сезонно мигрировали из Пиренеев, Альп и других горных районов, чтобы заняться строительными работами в городах или следить за урожаем. Дороги также были полны бродяг и нищих.

Большинство бедных семей выживали, питаясь хлебом и не более того. Для крестьян мясо было чем-то, что ели лорды и бюргеры, фрукты были редкостью, а овощи росли в малом количестве; ржаной хлеб, суп и, возможно, горох, капуста и бобы были основными продуктами питания крестьян, в зависимости от региона. На юге Франции хлебом бедняков служило зерно, приготовленное из каштанов. Средиземноморские земли производили оливки и вино, а также пшеницу. Пиво было ограничено северной Европой, особенно германскими государствами, Англией и Скандинавией.

Рост сельского хозяйства, который был устойчивым до начала четырнадцатого века, замедлился до середины пятнадцатого века после Черной смерти. Но как только население снова начало расти, заброшенные участки снова вспахивались. В регионах с относительно плодородными землями “трехпольная система” стала более распространенной. Это оставило около трети всей земли под паром (незасеянной), чтобы пополнить ее плодородие в течение вегетационного периода. Этот способ сельскохозяйственного производства требовал относительно значительных земельных владений и, следовательно, не мог использоваться на небольших крестьянских участках.

В долгосрочной перспективе это увеличило урожайность сельскохозяйственных культур. Однако это не обязательно помогало крестьянской семье, потому что зависимость от сеньора могла заставить их уделять больше внимания земледелию в интересах лорда, оставляя меньше времени для пополнения семейного хозяйства охотой, рыбной ловлей или уходом за скотом. В целом, однако, методы и инструменты ведения сельского хозяйства улучшились в течение пятнадцатого века. Были введены такие инновации, как использование мельниц и металлоуборочных орудий, хотя в некоторых местах они были приняты гораздо позже. Эти методы оставались в основном теми же самыми до девятнадцатого века.

Рост населения Европы в средневековый период зависел от скромного увеличения урожайности сельскохозяйственных культур. Некоторые лорды стали ориентированными на рынок в ответ на увеличение численности населения. Это само по себе увеличило сельскохозяйственное производство. В Англии, Фландрии, северной Франции и Сицилии (а также в Северной Африке) зерно интенсивно выращивалось для рынка. Рост городов стимулировал выращивание товарных культур, обогащая близлежащих землевладельцев, торговцев и богатых крестьян. Процветающее сельское хозяйство можно было найти в богатой долине реки По в центральной Италии, на равнинах Валенсии в Испании и в Босе, между рекой Луарой и Парижем. Землевладельцы возделывали больше земли, расчищали леса, осушали болота, и, где это было возможно, орошали засушливые поля.

***

Религия играла огромную роль в жизни европейцев в Средние века. Христианство сформировало общую систему верований и ценностей, которые определяли то, как большинство людей воспринимали себя и мир, в котором они жили. Церковь, ее вера и знания, рассматривала себя как объединяющую силу в Европе. Это давало духовенству большой престиж и моральный авторитет как распространителям таинств, без которых христиане верили, что спасение не может быть достигнуто. Когда проповедники проходили через деревни, верующие долго ждали ночи, чтобы их исповеди были услышаны.

Религиозные темы и сюжеты пронизывали практически все средневековое искусство и музыку. В двенадцатом веке начали строиться великолепные готические соборы. Строительство этих колоссальных церквей часто длилось целое столетие, поглощая огромные ресурсы и оплачиваясь подарками, большими и малыми, от людей всех слоев общества. Церковные колокола отбивали часы (часы оставались новинками до конца шестнадцатого века) и призывали людей к мессе.

Большинство людей верили в магию и присутствие сверхъестественного на земле. Люди верили, что растирание изображений некоторых святых может принести удачу. Когда в некоторых частях Франции не удалось собрать урожай, жители деревни побили статуи святых, "которые их подвели". В некоторых местах считалось, что встреча с волком, оленем или медведем - хороший знак, что аист, приземлившийся на дом, гарантирует его обитателям богатство и долголетие, что встреча утром с монахом в белом одеянии - плохое предзнаменование, а с монахом в черном - хорошее, что ворона, каркающая над домом больного, означает, что смерть близка, и что сорока объявляет об исцелении. На Балканах считалось, что чеснок отгоняет зло. Такие убеждения помогали крестьянам справляться с миром, в котором засухи, неурожаи, несчастные случаи и мириады смертельных болезней могли привести к личной и семейной катастрофе.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи