Политические потрясения 1905-1906 гг. в Российской империи.

1621234304-873-cover-jpg-1050x700-q95-crop-upscale.jpeg

Возможность того, что недовольство может перерасти в политическую оппозицию, была кошмаром правительства в конце девятнадцатого века. Были приняты просвещенные трудовые законы. Но реализация была неравномерной.

Борьба за заработную плату между работодателями и работниками автоматически приобрела политическое значение. Рабочие все чаще замечали это. Так же поступали и студенты. Официозные деканы университетов, обязательная униформа и скудная финансовая поддержка раздражали их. Безработица в аспирантуре была еще одним раздражением. Это правда, что бюрократия давала работу многочисленным бывшим студентам, и что государственные предприятия, такие как железные дороги, были основными работодателями. Но тяжеловесное настаивание на иерархии и рутине возмущало разочарованное молодое поколение вплоть до конца режима. Некоторые закрепились в "свободных профессиях", таких как юриспруденция и медицина. Другие оставили свой след в земствах.

Многие интеллектуалы считали, что абсолютная монархия была первопричиной всех бед страны. С 1860-х годов были созданы подпольные организации, направленные на восстановление общества на основе эгалитарных традиций в крестьянской общине. Боевики, сосредоточившись на "народе", заслужили свое название "народники". Их аргумент состоял в том, что переход непосредственно к социалистическому порядку осуществим. Партия "Земля и воля" действовала в 1870-х годах и вербовала сотни крестьян. Но подавляющее сельское большинство никогда не знало их. Пропаганда "Земли и воли" не имела большого эффекта, и убийство императора Александра II его террористическим ответвлением, "Народной воли", вызвало отвращение к ним. Тем не менее, по оценкам, 5000 революционеров возобновили деятельность в политическом "подполье" в последующие десятилетия.

Коммунисты пришли к пониманию того, что капитализм пустил глубокие корни в имперскую экономику; они также увидели, что городской рабочий класс более восприимчив к политическим лозунгам, чем сбивающее с толку спокойное крестьянство. Тайные профсоюзы создавались под угрозой ареста рабочими с 1874 года. Среди их требований была политическая свобода. Коммунисты стремились войти в такие организации и руководить ими. С 1880 - х годов они соперничали с группировками, которые адаптировали доктрины немецкого марксизма к условиям России. Русские марксисты превозносили преимущества урбанизма и крупномасштабных социальных единиц; по их оценке, прежде чем можно было начать кампанию за дальнейший переход к социализму, необходимо было создать буржуазное республиканское правительство. Их стратегия завоевала больше сторонников, чем популизм в конце 1890-х годов. Но связь с массовым рабочим движением была достигнута лишь урывками. Политическая полицияарестовывала активистов сотнями. Либералы подвергались преследованиям; социалисты-революционеры, подвергались тюремному заключению и ссылке. За марксистами, 10 000 сторонников которых сделали их крупнейшей антимонархической партией в 1904 году, велась жесткая охота.

Репрессии сами по себе не сработали достаточно хорошо для правительства, и были предприняты другие превентивные меры. Законодательство, дискриминирующее крестьянство, стало отменяться на рубеже веков. Внимание было обращено на рабочих. Несколько профсоюзов были легализованы, но они были обременены жесткими ограничениями и находились под наблюдением полиции. Вскоре этот эксперимент был признан Министерством внутренних дел опасным и к 1904 году оказался под угрозой.

Остатки рабочего союза в Санкт-Петербурге, возглавляемого священником Православной церкви отцом Георгием Гапоном, вызвали волнения в следующем году. Ростов-на-Дону, охваченный волнениями в 1902 году, пришлось усмирять военным путем. Санкт-Петербург три года спустя было уже не так легко контролировать. 9 января 1905 года гвардейские части обстреляли мирное шествие Гапона в поддержку конституционных и социальных реформ. "Кровавое воскресенье" спровоцировало забастовки и массовые шествия. Нерусские вышли на первый план, бросив вызов правительству, когда поляки установили баррикады в городах, а Грузия фактически стала самоуправляемой. Финны тоже были неугомонны. Кроме того, вооруженные силы были заняты войной с Японией с 1904 года, и сотни мятежей последовали за поражениями на Дальнем Востоке. Рабочие в России и в других странах создавали свои собственные неофициальные советы путем выборов.

Эти советы, быстро выходили за рамки функций стачечного руководства, создали аппарат местной администрации. Назревала политическая революция. Крестьяне, чей урожай был испорчен засухой, были беспокойны. Участились случаи поджогов. Время от времени происходили захваты земель. Сельские коммуны, где бы они ни существовали, помогали координировать восстание против помещиков. Был создан Крестьянский союз.

Судьба монарха висела на волоске, когда политические партии вышли из тени. На Черноморском флоте вспыхнул мятеж. Марксистское руководство Московского Совета подняло вооруженное восстание рабочих в декабре 1905 года. Императора, министров, высшее командование и полицию широко поносили. Газеты почти по всему спектру общественной жизни публиковали передовицы, предсказывающие фундаментальные изменения в Российской империи.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи