Почему три столетия спустя после битвы при Фермопилах Спарта стала туристической достопримечательностью в Греции, где правили римляне?

Это длинная история, которую я постараюсь сократить. Пелопоннесская война, которая велась в 431–404 годах до н.э. между Афинами и Спартой, закончилась успешной осадой Афин. Спарта выиграла долгую войну и стала правящим городом-государством в Греции.

Однако десятилетия борьбы с Афинами ослабили армию Спарты; в 390-х годах до н.э., примерно через десять лет после окончания Пелопоннесской войны, соперники города-государства Спарты считали, что Спарта стала слишком могущественной, и все они объединились против Спарты. Это была Коринфская война. В ней объединились:

Афины, Коринф, Фивы и Аргос – все против Спарты

Персы также оказывали помощь антиспартанскому союзу. Спарта выиграла бо́льшую часть сухопутных сражений в Коринфской войне, но её и без того слабый флот был в значительной степени уничтожен персами. Обе стороны заключили мир, и никто не выиграл войну сразу; это дальнейшее использование живой силы ещё больше ослабило Спарту.

В 371 году до н.э. спартанцы вступили в бой с небольшой армией гоплитов из Фив, еще одного конкурирующего греческого города-государства. В ходе так называемой битвы при Левктре фиванцы каким-то образом разгромили спартанскую армию; это был первый раз в истории, когда спартанская армия в полном составе проиграла наземное сражение, и из-за этого решающего поражения очарование непобедимости Спарты перед греческим миром исчезло; внезапно Спарта перестала быть непобедимой – ведь их можно было одолеть.

Битва при Левктре стала началом конца для легендарных спартанцев. Спустя годы после этой битвы спартанские илоты (в основном спартанские рабы) стали превосходить по численности истинных граждан Спарты, так как многие истинные спартанцы были убиты в войнах. Это вызвало серьезную демографическую проблему, которую Спарта так и не смогла решить. Илоты в конце концов восстали против спартанцев, и внезапно у спартанцев закончились рабы, которые тоже могли выполнять свою работу.

Тем не менее Спарта оставалась грозной силой. Македонский царь Филипп в 330-х годах угрожал вторгнуться в Спарту, поскольку он захватил большую часть остальной Греции. Филипп отправил спартанцам послание, в котором говорилось что-то вроде:

«Если я войду в Лаконию, то сравняю Спарту с землей».

Остроумные спартанцы просто ответили: «Если».

По иронии судьбы, Филипп и его сын Александр Македонский никогда не пытались покорить Спарту.

В конце концов, по мере того как шло время и велось всё больше войн, Спарта медленно и постепенно превращалась в захолустный римский город, после того как римляне завоевали Грецию, и легендарной Спарты больше не было; она потеряла всё свое влияние.

Примерно к 50 году до н.э. богатые римляне часто путешествовали в Спарту как своего рода туристическую достопримечательность и сами удивлялись тому, как такая некогда могучая региональная держава превратилась в простое туристическое место, чтобы более богатые римляне смотрели на устаревшие спартанские обычаи.

Кстати, Спарта теперь – новый город, построенный недалеко от руин старого.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор

Пишем обо всём, что интересно: история, наука, сверхъестественное, чудеса, тайны.