Поэзия степи в калмыцком костюме

   В предыдущей статье «Солнечный чувашский наряд» я обещала рассказать, какой же костюм демонстрирует молодой человек. Глядя на него так и кажется, что вот-вот  вскачет на боевого коня и умчится вдаль. Это наряд лихого наездника, сына степей – калмыка, работы дизайнера нашего «Музея костюмов» Самодуровой Валентины Васильевны. Более десяти лет мы проводим выставки по исторической тематике в детских учреждениях по всей стране, рассказываем, в том числе, и о национальных костюмах, ведь в стародавние времена по одежде можно было многое узнать о человеке и не задавать лишних вопросов.

   Калмыки – потомки кочевников ойратов, западно – монгольских племен, которые мигрировали на Нижнюю Волгу и Северный Прикаспий из Центральной Азии, затем в состав народа в незначительном количестве вошли тюркские, русские еще некоторые этнические компоненты. Название калмык, по – татарски хальмг (хальмгуд) произошло от глагола «отделяться», так как в отличие от большинства тюркских народов приняли не ислам, а буддизм.  

   В представленном мужском костюме, вы, конечно, заметили сочетание черного и красного цветов, которое очень популярно и в наше время с изящным дополнением золотой вышивки и украшений. Но тогда понятия моды не существовало, людям предписывалось носить одежду определенного вида. Красный цвет рубахи – символ огня, который для калмыцкого народа является олицетворением бога Солнца. В языческие времена он использовался во всех обрядах, например, свадьба, или проводы в дальний путь, не пришлось от огня отказываться и после принятия калмыками буддизма, так как в этой религии он считается символом мудрости, а еще может сжечь невежество. Его до сих пор используют, когда отмечают национальные праздники. Существуют правила поведения с огнем, например, переступать через него, или плевать считается грехом. Нельзя тушить водой, можно только засыпать песком, или землей. Далее халат – бешмет, в данном случае черный, говорит о знатном происхождении его владельца, у простых людей он был синего цвета.

   Пояс – бюс был символом кругообразного жизненного пути, украшение и гордость воина – кочевника, потерять бюс означало потерять честь. Слева на поясе мужчина прикреплял нож, пороховницу из рога вола и мешочек для дроби. На каблуки сафьяновых сапог нашивалась подошва, оберегая всадника от сцепления со стременем в случае падения, носок загибали вверх, чтоб не ковырять землю, это запрещали добуддийские традиции.

   Головной убор со сложным названием улан залата халмуд, ребята часто сравнивают с шапкой выпускников западных университетов из – за ромбовидной формы и кисточки. Эта деталь имеет особый смысл, означает солнце с исходящими от него лучиками. С головным убором связано много примет. Нельзя меняться шапками, можно забрать несчастья другого человека, оставлять где попало, это как забыть свою голову. Если складывать шапки горой, или носить несколько на голове, то выйдешь замуж, или женишься несколько раз. Если приснится, что потерял головной убор – это плохой знак. Когда у мужчины рождался сын, нужно было три раза подбросить шапку вверх и поймать, чтобы он рос здоровым и счастливым. Но, при рождении дочки глава семейства швырял шапку на землю в знак неудовольствия, таковы были патриархальные обычаи, непонятные для современного человека.

    Женский костюм состоял из платья (хутцан), поверх которого надевался кафтан без рукавов (цегдег). Незамужние девушки носили круглые бархатные шапочки (джатаг), украшенные цветочным орнаментом, волосы заплетали в несколько косичек. В день свадьбы заплетали только две косы и надевали головной убор замужней женщины, в праздники это была камчатка, похожая на пилотку, а в будни – тамша с красной кисточкой. Одежду запрещалось шить и дарить заранее, чтобы не вселились злые духи.

 Калмыки рациональны и практичны, оптимисты, свойственен максимализм. Стремление к индивидуальности, желание привлечь к себе внимание сочетается с уважением к традициям других народов, чему и всем нам следует поучиться.

   Более подробную информацию о нашем «Музее костюмов» вы можете узнать в группе В Контакте «Музей для детей», Instagram: myzey_kostumov. А про какой исторический костюм хотелось бы почитать вам?#калмыцкийкостюм

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор

Я являюсь экскурсоводом "Музея костюмов", который более десяти лет проводит выставки по исторической тематике в детских учреждениях и домах культуры по всей стране. А еще я журналист по образованию, основном, пишу исторические очерки по старинным нарядам, представленным в нашем музее, но и другим темам уделяю внимание. Буду рада отзывам и пожеланиям.