"Путешествие в счастье" - факты и мнение о спектакле

Московский областной ТЮЗ «Царицыно» изначально был филиалом Московского ТЮЗа, но яркие и качественные представления позволили ему стать самостоятельным и одним из лучших театров в СССР. Свой день рождения он отмечает 25 октября именно в этот день в далеком 1930 году состоялась первая премьера. И вот уже на протяжении практически ста лет ТЮЗ радует многих детей и взрослых своими спектаклями.

С 2014 года творческим руководителем театра является заслуженная артистка России Нонна Гришаева, которая сыграла одну из главных ролей в некогда популярном комедийном сериале «Папины дочки». Первой премьерой под ее начальством стал мюзикл «Леди совершенство», где Нонна исполнила роль главной героини. Впоследствии по итогам сезона 2014-2015 эта постановка вошла в лонг-лист Национальной театральной премии РФ «Золотая Маска».

Театр вполне достойный, но малоизвестный, что неудивительно, так как он далеко от центра, да и всю славу забирает находящийся рядом музей-заповедник «Царицыно». Тем не менее красивые фотографии с премьер, положительные отзывы и близкое расположение к дому побудили меня туда сходить. Я купила билет не глядя просто пришла в театр и взяла на то, что было. Мне казалось, что так будет интереснее ориентироваться только на название без каких-либо знаний о сюжете и не строить никаких догадок. Тем более что это сказка, а сказка это всегда весело и интересно. Так думала я. 

Сюжет

Небольшая сцена, средний зал, родители с детьми, учителя с классами. На сцене появляются главные герои три пингвина (два мальчика и одна девочка), которые рассуждают о Боге. Один из них не верит в Бога и не боится его. Потом мимо них пролетает бабочка, за которой они начинают бегать, и неверующий нечаянно на нее садится. Пингвины рассматривают раздавленную бабочку, обсуждают, попала ли она на небо, и неверующий говорит, что Бога нет, ругается с друзьями и уходит.

К двум остальным прилетает белая Голубка и говорит, что Бог разгневался и устраивает Всемирный потоп, и Ной, чтобы спасти себя и зверей, построил Ковчег и попросил ее, Голубку, раздать животным билеты «каждой твари по паре», поэтому билетов только два. Она улетает, и пингвины начинают спорить, брать ли с собой третьего. В итоге, когда он к ним приходит, они его вырубают, прячут в большой деревянный ящик и таким образом протаскивают на ковчег. Все время, что они плыли, они попеременно прятались в ящике, чтобы Голубка ничего не узнала, при этом один из пингвинов успевает пофлиртовать с ней. Когда она выясняет, что их трое, то начинает злиться, но тут они приплывают к суше. Все животные должны выходить попарно, и Голубка понимает, что она забыла пару для себя. Тогда они наряжают одного из пингвинов голубем, что также решает проблему с количеством пингвинов. В конце Ной благодарит Голубку за всю проделанную ей работу, к героям возвращается надежда, они видят радугу, в общем, классический happy end. 

Мнение

Пожалуй, сюжет оставил больше вопросов, чем удовлетворения. Во-первых, откуда на Северном полюсе, среди снега и льдов, бабочка? Это смутило не только меня, но и сидевших рядом со мной детей. Во-вторых, раз у Голубки нет пары, то ее вид должен вымереть, и пингвины тут ей уже никак не помогут, но ее это не очень беспокоит, потому что, наверное, предполагается, что третий пингвин все же будет ее парой. В-третьих, в конце Ной говорит, что пингвинов не обязательно было брать на борт, так как они умеют плавать, но для кого тогда были те билеты, которые им дала Голубка?

Сама постановка была сделана в стиле джаз, и это во многом ее спасало: красивая музыка и задорные песни разбавляли монотонность действий и отвлекали от практически полного отсутствия декораций.

Следует отметить прекрасную игру актеров: они пели, танцевали, передавали различные эмоции так, что это завлекало аудиторию. Это особенно ценно, потому что сюжет, вялотекущий и несколько затянутый, не удерживал внимание юных зрителей. Кстати говоря, многим детям стало скучно еще в первом акте. Но почти все, кому не понравилось, ушли в начале, поэтому в зале было тихо.

Сама пьеса, на основе которой создан спектакль, называется «У Ковчега в восемь» и изначально в России шла под этим же названием. Она написана немецким драматургом Ульрихом Хубой, и в 2006 году ее признали лучшей детской пьесой. В оригинальной версии сюжет несколько иной: вместо Голубки там Голубь, и в конце, когда все уходят, а он остается отдыхать, к нему, пока никто не видит, подбегает его возлюбленный пингвин-мальчик и целует его. Думаю, объяснять, почему в России изменили пол главного героя, не нужно.

По идее, спектакль «Путешествие в счастье» должен наполнить души радостью и надеждами, а не смутить своим странным сюжетом. Если кратко, до счастья многие зрители, в том числе и я, так и не добрались. Конечно, было немало и тех, кому понравилось. Однако хочу отдельно отметить, что многое, заложенное в сюжет, не рассчитано на детский возраст. Здесь рассуждения не только о любви и дружбе, но и о мироздании, равноправии, убийстве, вранье, религии и т.д. Кстати, в конце герои видят бабочку живой и уже со своим партнером, и это, наверное, даже хорошо; иначе же получалось, что пингвин, убивший ее, так и не понес наказание за содеянное.

Постановка идет уже несколько сезонов и до сих пор собирает полный зал. Видимо, религиозная тематика в детских спектаклях, лично мне кажущаяся не подходящей для детей, не только имеет право на существование, но и пользуется немалым спросом. С одной стороны, это удивительно, так как наше общество вроде бы пытается быть светским, с другой наглядно показывает, что не все так просто.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор
VS
VS