Регистрация построенного дома: этапы оформления, список документов

Вы собираетесь строиться. Оформление стоит начать прямо сейчас, иначе в лучшем случае не сможете  распоряжаться домом, а в худшем получите букет неприятностей под названием «самовольная постройка» вплоть до сноса за свой счет. Поэтому с самого начала важно понимать как оформить вашу стройку, а если были допущены ошибки - попытаться их исправить.
Речь пойдет только о «частных домах», или, как называет их Градостроительный Кодекс, ИЖС.


Это здания, предназначенные для жизни людей, не выше 20 м. и этажностью не больше трех (кроме многоквартирных). К ним не относятся различные пристройки и вспомогательные постройки вроде сараев и бань.


Итак, приступаем.

Этап 1. До начала постройки. Задачи:

Вы информируете местные власти о ваших строительных планах, дав им возможность проверить их соответствие действующим нормам, власти все проверяют и письменно подтверждают что претензий к намеченной постройке нет.
Для строек, начатых до 04.08.2018 г. действовали другие правила, и «законная» документация на них отличается. Раньше это было разрешение на строительство, но считается что теперь «разрешительный» порядок сменился «уведомительным», хотя по факту и без этих бумаг ваш объект всё равно окажется самостроем.

«Уведомление о планируемом строительстве» можно подавать тремя способами:

1. Обратиться лично

(или поручить это представителю выдав ему доверенность) в орган местной администрации (обычно это управление архитектуры). Проще сделать это через МФЦ.

2. Отправить почтой.
Просто бросить в почтовый ящик такое письмо нельзя, нужно будет прийти на почту и отправить его с описью вложения и уведомлением о вручении.

3. На портале госуслуг.
Заполняем установленную форму, сообщая сведения:
О земельном участке (включая данные о правах на него у всех у кого они существуют и о том как его разрешено использовать).
О планируемой постройке (её параметры и расположение относительно границ участка).
Если участок еще не зарегистрирован в ЕГРН, Едином Государственном Реестре Недвижимости, то

приложите

Этого можно не делать для уже зарегистрированных в Едином Государственном Реестре Недвижимости (ЕГРН) участков.

Особые требования предъявляются в исторических поселениях: кроме технических характеристик придется согласовать внешний вид здания, предоставив его описание. Существует федеральный перечень таких населенных пунктов, утвержденный Министерством культуры, на сегодня в него включен 41 город. В дополнение к нему регионы составляют собственные перечни.

В течение 7 рабочих дней ответным уведомлением власти подтвердят что планируемое строительство соответствует всем нормам. Оно действует 10 лет и понадобится для регистрации готового объекта.


Внимание: без документального согласия уполномоченных органов вы не сможете зарегистрировать дом в обычном порядке. Чтобы «узаконить самострой» придется идти долгим и сложным путем без гарантий желаемого результата. Можно попробовать получить уведомление о соответствии задним числом, обратившись за ним уже после начала стройки. Поскольку цель таких согласований проверить соответствие проекта действующим нормам, обычно они проводятся без выхода на место.


Возможно ваш дом находится на земле, выделенной для садоводства. Тогда он попадает под «дачную амнистию», и вы сможете зарегистрировать его без уведомлений. Такая поблажка дается только при регистрации до 01.03.2021 г. (хотя не исключено что «амнистию» в очередной раз продлят).

Этап 2. Стройка окончена. 

Заказываем


Важнейший документ который сделает только кадастровый инженер.  

Найти специалиста не составит труда, они работают по договору, за плату, и широко себя рекламируют. Учтите: кадастровые инженеры должны состоять в официальном реестре (на сайте rosreestr.ru), только составленные и подписанные ими техпланы принимаются для ЕГРН.

Этап 3. Готов технический план. Задачи:


После окончания стройки у вас есть месяц.  Опять заполняем специальную форму (параметры объекта обозначаем уже фактические, а не планировавшиеся), и обязательно прилагаем:  

  • Технический план объекта.
  • Документы об оплате госпошлины.


Происходит еще один обмен уведомлениями - в ответ на ваше об окончании строительства вы получаете от властей другое, о соответствии готового дома установленным требованиям.
Проверив готовую постройку местная администрация должна сама постановить её на учет и зарегистрировать права. Вы можете не ждать: сами подадите заявление в Росреестр,  и уже он уже запросит у администрации нужные документы

Финал

Росреестр должен поставить ваш дом  на кадастровый учет и зарегистрировать ваши права. Именно с момента внесения в ЕГРН соответствующих записей вы становитесь официальным собственником жилого дома.

Можете получить, в электронном либо бумажном виде, выписку из ЕГРН, которая содержит основные данные о постройке и правах на нее, и подтверждает что соответствующие записи в реестре недвижимости существуют.

Обратите внимание: с 2017-го года не выдаются ни свидетельства о регистрации прав на недвижимость, ни кадастровые паспорта.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор