Римский колосс

РИМСКИЙ КОЛОСС

Колизей

Колизей Как известно, Вечный город стоит на семи холмах. В ложбине между троих из
них Палатинским, Целиевским и Эсквилинским расположилось сооружение,
которое в первую очередь всплывает в воображении при мысли об итальянской столице. Это знаменитый Колизей, или амфитеатр Флавиев чудо античной архитектуры, сохранившееся до наших дней.

Это самый грандиозный амфитеатр, построенный в Римской империи. А римляне любили размах во всем. В плане Колизей представляет собой гигантский эллипс, большая ось которого 187,7 метра, а малая 155,6. Длина арены амфитеатра 85,7 метра, ширина 53,6. Эллипс окружен стенами, которые в наши дни значительно разрушены. Однако в пору расцвета империи их высота достигала 50 метров(как у хорошей крепости!). Когда-то здесь могли разместиться, по разным оценкам, от 50 до 80 тысяч зрителей. Чтобы выдержать такой невероятный вес, вся конструкция стоит на фундаменте толщиной 13 метров. Поэт Марциал даже внес это впечатляющее сооружение в список семи чудес света. Однако Колизей там "не прижился", так как остальные чудеса были гораздо более древними.

СОБСТВЕННОСТЬ НАРОДА

Название "амфитеатр Флавиев" происходит от фамилии императорской династии, которая недолго правила империей в I веке. Ее основатель Веспасиан пришел к власти в результате гражданской войны. Она разразилась после смерти императора Нерона, который вошел в историю как тиран, сумевший создать вокруг себя настоящий культ. Веспасиану, имевшему не самое родовитое происхождение, сразу после вступления на престол нужно было решить две задачи стереть память о Нероне и утвердить собственный авторитет. Именно для этого он затеял строительство амфитеатра, подобного которому еще не было в истории.

Строительство началось в 72 году. Площадку для него выбрали на месте искусственного озера перед Золотыми Домом бывшим дворцом Нерона. Озеро засыпали, а земли и будущий амфитеатр официально объявили принадлежащими не императору, а римскому народу. Огромные финансовые и трудовые ресурсы, необходимые для такой масштабной стройки, удалось найти благодаря победе в Иудейской войне. После нее в Рим было доставлено около ста тысяч человек, взятых в плен и обращенных в рабство. Они стали трудиться в каменоломнях и доставлять огромные каменные блоки, необходимые для постройки в город. Что касается денег, то Веспасиан вошел в историю как один из самых бережливых императоров Рима. Благодаря его экономической политике задержек с финансированием грандиозного проекта не было.

И все же Веспиасиан не успел увидеть свое детище завершенным. Несмотря на колоссальные задействованные ресурсы, строительство растянулось на целых восемь лет. Сдан амфитеатр Флавиев был только в 80 году, и принимал работу уже новый император сын Веспасиана по имени Тит. Удивительно, но история не сохранила имени архитектора, подарившего империи это чудо. А ведь это был явно выдающийся человек своего времени. Мало того что амфитеатр поражал своими размерами, он был еще и крайне продумано спланирован. Благодаря хитроумной системе из 80-ти выходов несколько десятков тысяч зрителей могли покинуть сооружение в течении 5-10 минут. Это делало посещение игр не только увлекательным, но и безопасным для толпы горожан. Изобретенные древнеримским гением схемы до сих пор используются при планировании современных стадионов.

ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ

Долгие годы в амфитеатре Флавиев проходили игры и зрелища всех видов: гладиаторские бои, травля животных, спортивные состязания и даже казни преступников. Причем казни нередко разыгрывались в виде театрализованных представлений. Преступник изображал какого-нибудь мифологического персонажа, а исполнители приговора лишали его жизни в соответствии с сюжетом легенды.

Отдельного внимания заслуживают так называемые наумахии морские сражения. Согласно описаниям, амфитеатр заполняли водой, по которой плавали военные корабли, бравшие друг друга на абордаж. На глазах у изумленной публики разыгрывались эпизоды войны с Карфагеном и другие морские баталии. Вопрос, который мучает исследователей до сих пор, куда потом спускался такой огромный объем воды? По наиболее распространенной версии, под ареной находилась канализационная система, разработанная неизвестным нам античной инженерии. Увы, до нас она не дошла. При Домициане, правившем после Тита, наумахии прекратились. А под ареной были оборудованы подземные помещения для зверей и гладиаторов, которые мы можем видеть сейчас благодаря работе археологов.

По мере распространения христианства гладиаторские бои сошли на нет. Но публика все так же регулярно набивалась в амфитеатр, чтобы посмотреть на травлю зверей. Представления продолжались и после падения Римской империи, когда власть в Италии захватили варвары-ост готы. Но постепенно игры прекратились. Опустевший гигантский амфитеатр возвышался над городом, постепенно ветшая и лишь напоминая о былом величии. Тогда-то(примерно в VIII в.) его и прозвали Колизеем, то есть "колоссальным". Уж очень выделялась эта древняя постройка на фоне наступивших "темных веков". По другой версии, рядом с амфитеатром стояла огромная статуя, оставшаяся еще со времен Нерона. Со временем монумент разрушился, а эпитет "колоссальный" сохранился, хотя им стали называть другой объект.

Новый этап в истории Колизея наступил в XI-XII соперничали две итальянские семьи Аннибальды и Франджипани. Могучая постройка использовалась ими как родовая крепость, вместо замка. А так же с этого времени начинают появляться слухи о том, что в помещениях Колизея (в том числе и в подземных камерах) были спрятаны сокровища. Рим не раз переходил из рук в руки, и что такое грабеж, римляне знали не по наслышке. Античные руины в этих условиях были более надежным тайником, чем обычные дома. Потом феодалов из Колизея выгнал император Священной Римской империи Генрих VII. Он официально вновь передал амфитеатр римскому народу. Может быть, потому что перед этим тщательно обыскал его и нашел все, что хотел? Об этом история умалчивает. Зато известно, что римская аристократия в XIV веке пыталась возродить проведение игр, организовав в Колизее бои быков. Но традиция не закрепилась.

ПАПСКИЙ ТАЙНИК

Слухи о сокровищах только усилились, когда Колизеем стали систематически Интересоваться папы римские. Делали они это, правда, по-разному. Папа Павел II, например, спокойно разбирал стены античного амфитеатра, чтобы Использовать камень при постройке своего дворца. А папа Климент IX расположил на территории Колизея завод по производству селитры для военных нужд.

Приблизительно в середине XVIII века отношение к Колизею меняется. Теперь он стал восприниматься как ценный памятник, нуждающийся в особом внимании и уходе. Папа Бенедикт XIV объявил, что Колизей должен быть посвящен Страстям Христовым. Стоит заметить, что до сих пор неизвестны точные свидетельства того, что на арене Колизея проводились казни христиан. Однако это вполне могло быть во время гонений. Бенедикт XIV приказал водрузить посреди арены Колизея большой крест, окруженный несколькими алтарями. Они простояли там до 1874 года. В XIX веке папы Пий VII и Лев XII уже всерьез занимались восстановлением античного памятника. Обветшалые стены были укреплены.

А по приказу Пия IX были отремонтированы некоторые внутренние лестницы. До сих пор существуют те, кто считает, что действия пап были продиктованы отнюдь не заботой об истории. Возможно, у верхушки католической церкви сохранился доступ к средневековым тайникам. И теперь их стали использовать для хранения уже не сокровищ, а тайн Ватикана. Опровергнуть это или подтвердить невозможно. Археологи уже много лет работающие на территории Колизея, пока что не натыкались на что-либо подобное. Однако они признают, что изучили памятник отнюдь не полностью. Так что древний амфитеатр продолжает надежно хранить свои секреты.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор