Сказания о Заратустре

Один из блестящих историков восточных культур М. Н. Дхала очень точно описал наши сегодняшние знания о самой загадочной и самой магической фигуре восточных культур - Заратустре: "Мы знаем все о жизни Мухаммеда, мы знаем кое-что о жизни Будды и Иисуса, мы практически ничего не знаем о жизни Заратустры". А между тем мифы и предания священного учения, поэтические гимны - Гаты и многократно пересказанные легенды заставляют и сегодня говорить об удивительном основателе религии, философии, магии и системы пророчеств.

Среди пророчеств, которые историки относят ко времени Заратустры, находятся самые невероятные, подтвержденные и несбывшееся, трагические и благоприятные, исторические и философские. Поэтические с большой долей аллегоричности Гаты позволяют толковать отдельные предсказания точно, зато другие можно отнести к разным эпохам и совершенно разным событиям, происшедшим в разных странах. И все же именно история, изложенная многочисленными последователями, повествующая о жизни и необычных скитаниях восточного мудреца, может служить иллюстрацией древней магии, культа пророков, предсказателей, оракулов. А так как неожиданное и фантастическое сопутствовали личности пророка с момента его появления, то вереница последовательных событий может достаточно полно показать процесс обожествления личности религиозного вождя, награждавшегося молвой самыми невообразимыми качествами.

Пророк Заратустра, сын Поурушаспы, из рода Спитама, был рожден благодаря покровительству единого бога Ирана Ахура Мазды и поразил всех в самый момент рождения своим смехом и поэтическим изречением, произнесенным благодаря зрелому и цельному духу, вошедшему в маленькое детское тельце. Многие писатели древности упоминают в своих трудах этот смех, и среди них Плиний, внимательно знакомившийся с историческими сказаниями Востока. Смех стал символом пришествия в мир пророка, борца со старой языческой религией, со злом, которое всеми усилиями старалось завладеть человечеством.

Легенды повествуют, что Ахриман - божественного зла, узнавший о приходе в мир людей пророка, - пытался уничтожить его душу, его мать и, наконец, после рождения ребенка вдохнул зло в его отца и магов-колдунов, поддерживавших старую религию.

Отец младенца Поурушаспа, испуганный взрослым смехом сына, решил показать его магу - колдуну Дурасрабу, слывшему искусным врачом и борцом со злыми духами. Темные полчища зла поручили магу уничтожить младенца-пророка и тот, воспользовавшись приходом неразумного отца, пытался убить ребенка собственными руками, только высшие силы не дали ему совершить преступление против добра, Тогда маг и колдун внушил дикий страх отцу перед собственным маленьким сыном и тот стал просить его: "Убей Заратустру!"

Дурасраб решился сжечь младенца в очаге, но сухие дрова тлели, пламя не разгоралось, а мать, не поддавшаяся заклятиям, нашла и спасла необычного ребенка.

В другой раз, выкрав младенца, черный колдун положил ребенка на звериную тропу, по которой дикие стада быков ходили на водопой. И в этот раз высшие силы спасли младенца, заставив предводителя стада встать над беззащитным телом и тем самым прикрыть его от мощных и неразумных животных. Также не состоялось уничтожение пророка с помощью волчицы, в логово которой маги подбросили бессильное дитя. Иранский фольклор, хранивший все эти мифологические примеры, приводит их как явные признаки необычных способностей ребенка, ставшего после многих испытаний и обучения основателем одной из древнейших религий Востока.

Злые силы снова попытались уничтожить мальчика, когда ему было семь лет и рядом с ним было два старших и два младших брата. И опять использовалось могущество мага Дурасраба и его злого помощника колдуна-карапана Брат-реш Тура. Попав в дом наивного Поурушаспы, маги не просто приняли радушное угощение, но предложили совершить службу богам, предполагая призвать на дом злые силы, Но Заратустра предупредил отца о злом намерении.

Пораженный Дурасраб в бешенстве стал пророчить мальчику мучительную смерть от рук убийцы. Маленький пророк, которому открылась завеса времени, в свою очередь, предсказал своему взрослому противнику скорую т ужасную кончину, тем самым проявив свои пророческие способности в самом раннем возрасте. Очнувшийся от такого предзнаменования маг вскочил на лошадь и бросился из селения, стремясь оказаться как можно дальше от странного ребенка. Однако далеко отъехать так и не смог. Тексты Авесты повествуют о дальнейшем в самом мрачном духе: "Страх овладел им. Колдун остановил коня. Вдруг его семя излилось и разорвало его шкуру, поясница отломилась от бедер, - и он издох тут же, а следом его потомки, а следом и потомки его потомков".

Спасся от возмездия другой маг - Брат-реш Тур, которому еще предстояло встретиться с пророком и предсказателем Заратустрой.

Обучение магии и священным текстам начиналось у древних иранцев рано - в семь лет, а к пятнадцати прошедшие испытание юноши уже посвящались в священнослужители и даже в маги. Они знали традиционные обряды, основные положения древней веры, стихи для призыва богов и их восхвалений и знания мудрецов прежних эпох.

Как говорят предания, Заратустра провел некоторое время в дикой местности, в пещере, на покрытой снегами вершине, питаясь исключительно творогом и молоком. Традиционно считается, что именно в одиночестве он пытался постичь противоречия старой веры, осмыслить воздействие на народы добра м зла и размышлять обо всем окружающем мире.

Однажды, в возрасте тридцати лет, как описывают случившееся Гаты, он участвовал в сборище по случаю весеннего празднества. Отправленный к реке за водой, он вошел в самую середину прозрачного потока, и тогда в утреннем воздухе перед ним развернулось видение - сияющее существо Воху-Мана, то есть "Благой помысел", призвавшее его последовать за собой к Ахура-Мазде и пяти другим божествам добра, пожелавшим дать Заратустре откровение. Легенды и сказания упоминают неоднократные обращения сил добра к иранскому пророку, который в день видения согласился им подчиняться и служить. С этих пор он становится единственным основателем религии, ее священнослужителем и пророком, а откровения, пророчества, предсказания появлялись в нем и как явления, и как голоса, и как откровения в мыслях. Сам пророк называл себя после этого мантраном, так как вдохновенные мантры, находки, внезапные откровения проявлялись в нем и при сочинении Гат и стихов.

Заратустра порвал с религией предков, провозгласил Ахура-Мазду единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего доброго, благого, в том числе и всех сил добра.

Даже если полностью отрицать красивую легенду о явлении основателю религии Божественного Начала, сами свидетельства сохранившихся с глубокой древности Гат свидетельствуют о незаурядном уме и сверхспособностях Заратустры. Умение отделить доброту, праведность и мудрость от порочности и жестокости, процветавших в воинственные времена борьбы за существование, проявилось у философа только благодаря особым способностям анализировать происходящее. Дар проникать за пределы ограниченного времени, воспринимать события ближайшего будущего и далеких времен не просто связывал мага-предсказателя с информационными потоками, но и позволял заглядывать в будущее человечества, отдельных народов и даже отдельных государств. 

В эпосе "Бахман-яшт" приведен пример обращения Заратустры с Ахура-Маздой, который открыл ему одну из картин будущего: "В ночь, когда родится этот царевич, над местом его рождения с неба упадет звезда. Когда ему исполнится тридцать лет, он явится с бесчисленной армией, вооруженный победоносным оружием, и со множеством знамен. И как только планета Ормазд - Юпитер займет свое высшее положение на небосводе, а Нихид - Венера низойдет вниз, этот царевич станет властелином".

Естественно, что повествование о тридцатилетнем царевиче, облеченном высшей силой и влиянием, подталкивает всех знатоков древней истории к прочтению Библии, где определенно находится отрывок, перекликающийся с тем, что на семь веков раньше пророчествовал иранский провидец. Апокрифическое Евангелие гласит: "Когда Иисус, Господь наш, родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода, пришли с востока маги в Иерусалим, как это было предсказано зердуштом". 

А воли учесть, что художники христианства изображали волхвов в персидских одеждах — хитонах, войлочных круглых шапках и характерных штанах, то это свидетельство о близком знакомстве Востока с предсказанием пророка зороастризма может быть признанным определенно. Даже имена пришедших в Вифлеем - Хормизд, Йоздигерд, Перов - персидского происхождения и восходят ко временам правления династии Аркашидов. 

Легенды и мифы древности подробно рассказывают о многочисленных попытках Заратустры распространить новую религию добра среди своего народа, который ни в коем случае не желал признавать пророка. В поисках новой родины основатель религии отправляется в скитания, которые, судя по сохранившимся отрывкам, были связаны и с испытаниями, и с конфликтами. Его маршруты пролегали даже через Китай, но каждый раз приводили на Ближний Восток. За десять лет проповедования добра ему удалось найти только одного последователя из своих двоюродных братьев. Дороги привели пророка в царство Виштаспы, царя, который склонялся к вере в силу добра над злом. Однако маги и жрецы традиционных иранских религий, увидевшие угрозу своему положению, приложили множество сил для того, чтобы выдать пришельца за черного мага. "Мудрецы тайно отыскали все самое нечистое на земле, и кровь, и отбросы, и отрезанные головы кошки и собаки, и падаль, которая была в те времена. Они принесли все это к дому Заратустры...". Все эти отвратительные признаки черной магии были как бы случайно обнаружены в присутствии царя Виштаспы, который приказал умертвить страшного человека в темнице голодом, Естественно, что мифология не позволяет осуществиться злу над праведником, и главную роль здесь сыграл покровитель пророка - божественный Ахура-Мазда. Он помог своему пророку выжить в ужасных условиях, сотворив чудо там, где языческие маги уже праздновали победу. Окончание истории носит чисто восточный, фантастический характер. Придворные маги должны были излечить заболевшего любимого коня царя, но не смогли помочь благородному скакуну. Именно тогда вспомнили о заключенном "черном маге" и предположили, что он еще может быть жив. Когда из долгого заключения привели к царю обросшего и постаревшего, немощного и исхудавшего Заратустру, он, поддержанный ботом добра, мгновенно восстановил свои силы, молодость и благообразие, а затем и излечил скакуна. Так царь Виштаспа, его супруга и сыновья уверились в силе добра и злобе языческих магов. 

Три архангела, одетых в зеленое, явились ему в полном воинском снаряжении, исполненные славы и внушающие благоговение и страх; предупредив царя твердо придерживаться новой веры и подкрепив это предупреждение соответствующими обещаниями, они даровали ему способность предвидеть свое будущее; один его сын получил бессмертие до воскресения, а другой — полную неуязвимость; его великий визирь был наделен самыми обширными знаниями, Что касается Заратустры, который тоже просил бессмертие, то ему было дано видение всей земли, рая и ада, а также будущего развития религии. 

Известно, что после принятия зороастризма царь Виштаспа приказал золотом на шкурах записывать изречения и пророчества Заратустры и его многочисленные стихи, учения и предостережения. Хроники разных времен свидетельствуют, что таких сочинений было много, ведь их диктовал пророку бог добра. Однако человечество большую часть своей жизни проводит в войнах и во зле. Александр Македонский, прошедший по странам Востока со своим сокрушающим войском, уничтожил древнюю библиотеку, и лишь легенды сохранили сведения о восточном маге и пророке. Неизвестна даже настоящая причина его смерти. Так, по одним сведениям, старого пророка убил во время молитвы ножом в спину маг Брат-реш Тур. По другим сведениям, маг погиб вместе с восемьюдесятью другими священниками в великом храме Огня Валаха. 

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
27 января 2022 10:46 - Тайны, загадки, открытия
26 января 2022 20:13 - Тайны, загадки, открытия
24 января 2022 14:53 - Тайны, загадки, открытия
23 января 2022 13:08 - Тайны, загадки, открытия
23 января 2022 11:06 - Тайны, загадки, открытия