Смоленск - 1943 год. Часть 2.

Противоборствующие командующие.

Советские командующие.

Генерал Василий Дмитриевич Соколовский (годы жизни — 1897-1968) был командующим Западным фронтом с февраля 1943 года. Соколовский был штабным офицером большую часть своей карьеры, был протеже Георгия Жукова. Будучи начальником штаба Западного фронта в 1942 году, Соколовский руководил неудавшейся Жиздро-Болховской наступательной операцией в июле-августе 1942 года, а также операцией "Марс" в ноябре 1942 года.

Генерал-полковник Андрей Иванович Еременко (годы жизни — 1892-1970) в апреле 1943 года стал командующим Калининским фронтом. Еременко был кавалеристом, участвовал в боевых действиях еще в составе царской армии в период Первой мировой войны, затем, после революции, перешел в Красную армию. Благодаря некоторому щегольству и военным талантам, Еременко быстро поднялся по карьерной лестнице в межвоенный период. В июле 1941 года он принял командование отступающим Западным фронтом и получил приказ остановить немцев под Смоленском. Был ранен всего через десять дней командования. После недолгого выздоровления Еременко был назначен командовать Брянским фронтом, который сильно пострадал от ударов немецких частей. Во время контрнаступления под Москвой Еременко успешно руководил 4-й ударной армией. В августе 1942 года его направили командовать Юго-Восточным фронтом, который вскоре стал Сталинградским фронтом. Он сыграл важную роль в обороне Сталинграда, а также в контрнаступлении под Сталинградом.

Маршал артиллерии Николай Николаевич Воронов (годы жизни — 1899-1968) был представителем Ставки на Западном фронте с августа 1943 года. Воронов вступил в Красную армию в 1918 году. Впоследствии он отличился в межвоенный период. Некоторое время служил военным советником в Испании в 1937 году. Он руководил советскими артиллерийскими частями в битве на Халхин-Голе в 1939 году. Во время Советско-финской войны планировал артиллерийские удары, которые разбили линию Маннергейма в 1940 году. К 1941 году Воронов был назначен заместителем наркома обороны и был представителем Ставки во время обороны Ленинграда. Он служил в том же качестве под Сталинградом в 1942 году. В начале 1943 года Воронов сыграл важную роль в реорганизации советской артиллерии в более крупные корпусные подразделения и помог спланировать оборону Курского выступа. Воронов был искусным артиллерийским планировщиком и опытным координатором операций на нескольких фронтах.

Генерал-лейтенант Михаил Михайлович Громов (годы жизни — 1899-1985) был назначен командующим 1-й воздушной армией в мае 1943 года. Громов получил летное образование в 1918 году. Он был талантливым летчиком-испытателем и пионером авиации, установив рекорд дальних полетов в 1937 году. Однако в начале Второй мировой войны Громов имел незначительный командный и боевой опыт. Тем не менее, он был назначен командиром авиационной дивизии на Калининском фронте в 1941-42 годах, а затем получил командование одной из первых воздушных армий, 3-й Воздушной армией, в 1942-43 годах.

Генерал-лейтенант Кузьма Петрович Трубников (годы жизни — 1888-1974) был назначен командующим 10-й гвардейской армией в мае 1943 года. Трубников служил унтер-офицером в императорской гвардии. Был высоко награжден во время Первой мировой войны. Он вступил в Красную армию в 1918 году как и быстро поднялся от командира взвода до командира пехотной бригады. Впоследствии Трубников окончил Военную академию имени Фрунзе. В период ВОВ он сыграл видную роль в обороне Тулы от танковых войск группы армии «Центр». В 1942 году Трубников служил заместителем командующего Донским фронтом во время Сталинградской битвы.

Немецкие командующие.

Генерал-фельдмаршал Гюнтер фон Клюге (годы жизни — 1882-1944) был назначен командующим группой армии «Центр» в декабре 1941 года. Фон Клюге происходил из прусской военной семьи. Во время Первой мировой войны он служил офицером Генерального штаба на Западном фронте. В начале Второй мировой войны фон Клюге был назначен командующим 4-й армией. Участвовал в Польской и Французской кампаниях, а также в операции "Барбаросса". Будучи командующим группой армий, фон Клюге предоставил значительную автономию своим подчиненным командирам, таким как Вальтер Модель, предпочитая сосредоточиться на изучении общей картины фронта. В октябре 1943 года фон Клюге был тяжело ранен в автомобильной катастрофе и был переведен в резерв на восемь месяцев.

Генерал-полковник Готхард Хейнрици (годы жизни —1886-1971) был командующим 4-й армией с января 1942 года. Хейнрици был типичным прусским офицером. Во время Первой мировой войны он сражался в качестве младшего пехотного офицера как на Западном, так и на Восточном фронтах, а затем прошел подготовку в качестве офицера Генерального штаба. Он служил командиром корпуса во время Французской кампании в 1940 году и во время операции "Барбаросса" в 1941 году. Будучи командующим армией, Хейнрици зимой 1941/42 года приобрел репутацию превосходного оборонительного тактика.

Генерал-лейтенант Роберт Риттер фон Грейм (годы жизни — 1892-1945) был назначен командующим 6 воздушным флотом Люфтваффе в мае 1943 года. Фон Грейм вступил в армию в 1911 году и служил на начальном этапе Первой мировой войны в качестве младшего артиллерийского офицера. Летом 1915 года он перевелся на авиационную службу. Фон Грейм сделал очень успешную карьеру в качестве летчика в 1917-18 годах, добившись 28 воздушных побед. После войны он стал одним из первых последователей Гитлера, вступив в нацистскую партию и приняв участие в неудавшемся путче 1923 года. В обмен на свою лояльность фон Грейм сыграл решающую роль в создании Люфтваффе между 1933 и 1937 годами. В начале Второй мировой войны он командовал 5 авиакорпусом в польской кампании. К 1943 году фон грайм был опытным командиром фронтовой авиации и все еще полностью посвятил себя защите Третьего Рейха.

Противоборствующие армии.

Советская армия.

Всего на Западном фронте насчитывалось 824 000 военнослужащих в 61 дивизия. Соколовский намеревался использовать 16 дивизий в первом эшелоне операции "Суворов", затем еще 22 дивизии во втором эшелоне наступления. Остальным силам, имевшим меньшую боеспособность, были поручены только оборонительные задачи. Калининский фронт Еременко имел 428 тысяч солдат в 26 дивизиях.

Пехота.

В начале операции "Суворов" стрелковые дивизии 5-й, 31-й и 33-й армий Западного фронта насчитывали в среднем около 6500-7000 человек каждая (около 70-75% от их уставной численности), тогда как гвардейские стрелковые дивизии 10-й гвардейской армии были несколько сильнее-около 8000 человек каждая. Основой ударных групп каждой армии были 20-25-тысячные стрелковые корпуса, состоящие из трех стрелковых дивизий. Чтобы компенсировать меньшее количество войск, стрелковые дивизии были обеспечены большим количеством автоматов. Соколовский намеревался использовать 25 своих стрелковых дивизий для формирования основных ударных групп, в то время как остальные либо вели вспомогательные атаки, либо удерживали опасные участки на флангах.

В октябре 1942 года советская пехотная доктрина была пересмотрена и требовала от дивизий наступать в едином эшелоне на фронте шириной 4-5 км, чтобы максимизировать боевую мощь на начальном этапе наступления. Для выполнения операции «Суворов» Западный фронт сократил фронт наступления каждой стрелковой дивизии до 2-2, 5 км. Каждый стрелковый корпус должен был атаковать двумя дивизиями впереди, в то время как их третья дивизия использовалась в качестве второго эшелона. К середине 1943 года Красная армия усовершенствовала свою тактику, стремясь использовать больше разведчиков и инженеров для расчистки препятствий перед наступлением. 

Бронетехника и кавалерия.

Поскольку все танковые корпуса Соколовского уже были задействованы в операции "Кутузов", единственным крупным механизированным соединением, оставшимся для операции "Суворов", был 5-й механизированный корпус генерала-лейтенанта Михаила Волхова. 5-й механизированный корпус находился в резерве Верховного Главнокомандования в течение последних четырех месяцев и был полностью укомплектован, имея 193 танка и 20 штурмовых орудий. Все танки 5-го механизированного корпуса были британскими "Матильдами" и "Валентайнами", которые отставали по мобильности и огневой мощи от советских танком Т-34. Для поддержки прорывного сражения Западный фронт выделил четыре танковые бригады и три танковых полка в состав штурмовых групп, всего около 300 танков. Большинство из этих танковых подразделений выполняли роль поддержки пехоты.

Всего Западный фронт имел 961 танк и около 40 штурмовых орудий, Калининский фронт имел 110 танков, что давало Красной Армии решающее численное преимущество над немецкой 4 армией, оборонявшей Смоленск.

Поскольку советское производство все еще с трудом выпускало достаточное количество Т-34 для удовлетворения потребностей, советские танковые бригады в августе 1943 года все еще имели значительное количество легких танков Т-60/70 и несколько тяжелых танков КВ-1. В течение нескольких недель, непосредственно предшествовавших наступлению, Соколовский получил 300 новых танков, чтобы привести в боевую готовность свои передовые танковые части.

Западный и Калининский фронты также намеревались использовать смешанные танково-кавалерийские группы. Учитывая лесистый характер местности и нехватку топлива, это было разумное решение. На Западном фронте действовал 6-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-майора Сергея Васильевича Соколова, представлявший собой смешанную группу из более чем 5000 кавалеристов при поддержке 110 танков и 20 штурмовых орудий СУ-76. На Калининском фронте действовал аналогичный по составу 3-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-майора Николая Сергеевича Осликовского.

Артиллерия.

Ставка предоставила Западному фронту 5-й прорывной артиллерийский корпус генерал-майора Михаила Петровича Кутейникова для выполнения операцией "Суворов". Также, командующий артиллерией Западного фронта, направил 3-ю гвардейскую артиллерийскую дивизию для поддержки 5-й армии и 4-ю гвардейскую артиллерийскую дивизию для 33-й армии. 4-й гвардейской артиллерийской дивизии было специально поручено использовать свои 152-мм гаубицы в качестве контрбатареи для подавления позиций немецкой артиллерии; для этого была сформирована дальнобойная артиллерийская группа.

Наряду с другими самостоятельными армейскими артиллерийскими подразделениями, Западный фронт развернул 3445 артиллерийских орудия, 5131 минометов и около 500 ракетных установок для поддержки операции "Суворов". Всего в основных секторах атаки имелось около 165 орудий на километр. Значительная часть советской артиллерии состояла из реактивных систем залпового огня, в том числе более 200 новых пусковых установок М-31 в составе 7-й Гвардейской минометной дивизии и около 300 пусковых установок в отдельных подразделениях. Соколовский и Воронов намеревались массированным артиллерийским огнем ослабить опорные пункты противника, а затем продвинуться вглубь его позиций.

Авиация.

1-я воздушная армия Громова могла направить на операцию "Суворов" более 1000 боевых самолетов, обеспечив общее численное превосходство над 6 воздушным флотом Люфтваффе. 3-я воздушная армия Папивина могла добавить еще 200 самолетов для поддержки операции.

Наиболее распространенной моделью истребителя в 1-й воздушной армии был Як-7Б, который превосходил по скорости и огневой мощи немецкие истребители Fw-190A-5. Советская промышленность успешно производила большое количество боевых самолетов.

Наиболее мощной силой, имевшейся в распоряжении 1-й воздушной армии, был 2-й штурмовой авиационный корпус, который мог задействовать почти 200 штурмовиков Ил-2 в качестве наземной поддержки; массированные атаки этих штурмовых самолетов были весьма разрушительными.

Партизаны.

Согласно советским источникам, в Смоленской области насчитывалось около 60 000 партизан. Партизанские бригады строились на основе небольших подразделений, которые обычно состояли из 100-150 человек. Большинство партизанских бригад в середине 1943 года насчитывало 500-1000 человек личного состава. Большинство подразделений были оснащены стрелковым оружием, легкими пулеметами и минометами, но несколько подразделений имели легкую артиллерию или противотанковые орудия.

В течение 1941-42 годов партизаны вели самостоятельные и локальные изматывающие операции в немецких тыловых районах, но значительных успехов добиться не смогли. К середине 1943 года Ставка усилила свои связи с партизанами для координации действий различных отрядов, тем самым создав достаточную силу в тылу врага для оказания ощутимой поддержки наступательным операциям Красной армии. В начале августа 1943 года Ставка приказала партизанским отрядам в Смоленской и Брянской областях усилить диверсионные действия на железнодорожных линиях группы армии «Центр», непосредственно перед началом операции «Суворов».

Немецкая армия.

4 армия, оборонявшая Смоленск, насчитывала примерно 250 000 солдат в шести подчиненных корпусах. С воздуха армии обеспечивал поддержку 6-й воздушный флот.

Пехота.

К августу 1943 года немецкая армия на советско-германском фронте не смогла восполнить свои кадровые потери. Многие пехотные дивизии, из-за больших потерь, были сильно сокращены. Единственной пехотной дивизией, почти полностью укомплектованной, была 113-я пехотная дивизия в составе XXXIX танкового корпуса. Около 80 процентов из этой дивизии состояли из состава, переведенного из Люфтваффе или новобранцев; после четырех месяцев обучения во Франции дивизия была переведена на восток, всего за две недели до начала операции «Суворов». Что касается остальных дивизии армии, численность их пехотных батальонов составляла в среднем 375 человек, или примерно 45% от их утвержденной численности.

Материальная нехватка также подрывала эффективность 4 армии. Немецкая промышленность так и не смогла полностью оснастить армию современным немецким оружием и техникой, что требовало использования трофейного французского и советского оружия. Что касается противотанкового вооружения, то почти половина состояла из устаревших или трофейных советских противотанковых пушек.

Артиллерия.

Артиллерийские потери группы армии «Центр» после отступления из Москвы так и не были полностью восполнены. Большая часть дивизионных артиллерийских частей в 4 армии были значительно ниже санкционированной численности. Всего 18 дивизий армии имели около 650 артиллерийских орудий, или 77 процентов от их утвержденной численности. Дивизионная артиллерия также включала значительное количество трофейного чешского, французского и советского оружия.

Немецкая оборона в значительной степени опиралась на артиллерию и ее способность своевременно наносить заградительные удары для отражения советских атак. Однако некоторые артиллерийские орудия имели изношенные стволы, что снижало их эффективность. Кроме того, у 4 армии не было достаточных запасов артиллерийских боеприпасов для ведения длительного боя.

Бронетехника.

В начале августа 1943 года, 4 армия имела незначительную танковую поддержку. Армия имела три батальона штурмовых орудий с общим количеством около 60 штурмовых орудий. Некоторые из этих штурмовых орудий все еще оснащались более старыми, короткоствольными 7,5-см пушками, что делало их менее полезными в роли противотанковой силы.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи