Мы живем в многонациональной стране, поэтому очень важно знать историю своего народа и тех, кто живет рядом с нами. Наш "Музей костюмов" уже двенадцать лет проводит выставки в детских учреждениях по истории нашей Родины. Рассказываем, конечно, и о национальных нарядах, ведь в одежде отражена душа народа, его представления о прекрасном.
Чуваши – тюркский этнос, примерно половина проживает в Чувашской Республике, остальные почти по всей России, небольшая часть за ее пределами. В соответствии с течением Волги народ делится на три основные субэтнические группы: верховые ( вирьял), низовые ( анатари ), средненизовые ( анат енчи ). Их язык – живой представитель булгарской группы тюркских языков. Существует легенда о происхождении народа от богатыря Сувара, он спас царевну Хунтеслу, которая оказалась одна в лодке посреди бушующего моря, их потомки и есть чуваши. Они очень приветливые, с улыбкой встречают и родных, и незнакомых людей. Позитив, отличное настроение отразилось и в красках национального наряда.
В «Музее костюмов» представлены как работы наших дизайнеров, так и других мастеров. На красавице наряд производства текстильного предприятия «Паха тĕрĕ». Сочетание белого и красного цветов означает сакральную чистоту. Основой костюма является длинная рубаха (кепе), ткали из конопляного полотнища, боковые вставки расширяли ее внизу и создавали объемный силуэт, украшена узорами – оберегами кеске в виде солнца, согласно народным поверьям защищали свою владелицу. В этом есть отголосок древних традиций, ведь чуваши были язычниками до присоединения к Русскому государству. Но даже после принятия христианства они сохранили свои национальные праздники и объединили с православными, например, Сухури – Рождество, Саварни – Масленица, Манкун – Пасха. Отсутствие платка говорит о том, что это наряд молодой девушки, головной убор – тухья, в данном случае низовых чувашей, так как с шишечкой ( у верховых этой детали нет), украшен бисером и серебряными монетами. Такой костюм носили только в праздники, за этим строго следили, был даже веселый обычай, если девушка красиво наряжалась в обычные дни, в наказание ее обливали холодной водой. Девочки одевались не так ярко, рубахи украшали простым узором, на нагрудной части вышивали две косые полоски, а у сирот – одну.
Девушка готовилась к свадьбе, шила себе приданое. В этот важный день наряд невесты состоял из рубахи, украшенной вышивкой, передника, а главным элементом был перкенчек ( покрывало ) как символ перехода к новой жизни. По обычаю, девушка дважды сбрасывала его, и только в третий раз надевала. У жениха была рубаха, сшитая невестой, сверху синий кафтан, затем оплечье – украшение из бисера и ракушек, на голове была шапка из овечьей шерсти, в руках - нагайка. После свадьбы, во время обряда «сурпан сырни» невесту переодевали в наряд замужней женщины, голову обертывали сурпаном ( повязкой ), надевали вместо тухьи головной убор хушпу, он бывает двух видов – конусообразный и шлемовидный, имеет «хвост» - деталь, спускающаяся на спину. Так же невеста получала украшения, соответствующие ее новому статусу.
В гардеробе мужчин присутствовали туникообразные кепе ( рубахи ) до колен, праздничные расшивали клетчатым узором, символами неба и огня, которые означали мужественность, рабочие не украшали. Так же носили йем ( штаны ), шупар ( кафтан ), на голове была войлочная шляпа. Одежда мальчиков была похожа, но не имела ритуальной вышивки. Летней обувью(и мужской, и женской) были сайпата ( лапти из липового лыка ), весной и осенью – сапоги, а зимой – валенки.
О чувашском, как и о других национальных костюмах можно говорить бесконечно, я лишь собрала интересные факты в рамках формата статьи.
Более подробно о нашем "Музее костюмов" вы можете узнать в сообществе В контакте "Музей для детей", Instagram: myzey_kostumov
P. S молодой человек на фото представляет калмыцкий костюм, про него я расскажу в следующий раз, спасибо за внимание.
#чувашскийнациональныйкостюм
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.