Клады народов мира

1605630872-article561513.jpeg

Много веков назад золото и серебро не использовались как деньги и плата - считалось, что счастье, успех, благополучие того, кто ими владеет. У византийцев, например, золото было символом света и истины. Само слово "богатый" происходит от слова "Бог": богатый - это тот, кто отмечен милостью Божией и поэтому силен и удачлив. По древнейшим представлениям, хозяину клада всегда сопутствуют удача и счастье. Поэтому хранили и прятали клад так, чтобы нельзя было им завладеть, иначе его хозяин лишался не просто богатства, а магической силы и даже жизни.

Со временем отношение к богатству менялось. Золото, камни, драгоценные металлы стали капиталом, который обеспечивает безбедную жизнь, может выручить в черный день или передается по наследству потомкам.

Древние римляне считали, что Меркурий был не только богом торговли, прибыли и обогащения, не только приносил удачу в делах, но мог даже указать на место, где зарыт клад.

В Китае рассказывали легенды о фантастических драконах Лунах, похожих на крокодила или ящерицу, с длинным телом и головой, увенчанной рогами. Они живут глубоко под землей, в колодцах, и стерегут клады.

У среднеазиатских народов есть мифы о злом демоне Аждархе, который живет в пещерах, где спрятаны сокровища. Недалеко от города Ашгабата в селении Аннау стоит мечеть, на ее портале изображены сцены из древнего предания: когда-то в далекие времена люди спасли жену Аджарха, в благодарность он одарил их деньгами и драгоценностями, на которые и была потом построена мечеть.

Иранские средневековые легенды тоже рассказывают о драконах-аждахарах, охраняющих подземный клад всесильного Каруна, врага и притеснителя пророка Мусы. В священной книге мусульман - Коране - говорится о том, что свои огромные богатства Карун добыл с помощью черной магии и алхимии. Он вздумал хвалится своими сокровищами перед Мусой и людьми. Тогда по велению Аллаха земля поглотила Каруна вместе с его жилищем и спрятанными в земле богатствами - так была показана их ничтожность по сравнению с небесными благами, заслужить которые можно только щедростью и благочестием.
Злой дух Спиридуш, по венгерским преданиям, может явится человеку в виде змеи, мухи, бабочки, зайца или ягненка. Но чаще всего Спиридуш оборачивается монетой. Эта необыкновенная монета притягивает деньги, богатства и удачу. Главное назначение духа - отыскивать клады для своего господина. Поэтому колдуны научились выращивать Спиридуша. Когда он вылупляется из заговоренного яйца черной курицы, они кормят его орехами, поят речной водой, которую следует приносить во рту через окно. Хранят его в закрытом сосуде или за пазухой. Спиридушем можно владеть только несколько лет, а потом его надо продать или подкинуть другому человеку, иначе хозяина ждет мучительная смерть, а после нее - ад.

Венгры рассказывают, что найти клад помогает и злой дух Лидерц. В виде огонька он блуждает по болотам, отмечая места, где лежит клад. Лидерц может обернуться цыпленком. Он вылупляется из яйца, которое хранилось у человека под мышкой двадцать четыре дня. Выполняя за хозяина разные работы, Лидерц может сделать его богачом, но за даровое богатство человеку приходится платить здоровьем или даже жизнью. Чтобы избавиться от злого духа, нужно дать ему невыполнимое задание, например, принести воду в решете или свет в мешке.

У цыган существует поверье о прекрасных кешалиях и их королеве Ане. Королева живет в черном замке на недоступной горной вершине. Иногда она покидает его и превратившись в жабу с золотым брюхом, медленно ползущую по земле. Тот, кому посчастливится увидеть эту жабу, узнает место, где зарыт клад, если конечно, догадается, что перед ним не простая жаба, которую можно мимоходом раздавить, а волшебная королева кешалий.

В сказках многих народов клады охраняют гномы - маленькие волшебные существа, наделенные сверхъестественной силой. Гномы живут в горах или в лесу, ростом они с ребенка, носят длинные бороды, иногда у них бывают козлиные ноги или гусиные лапы. Живут гномы дольше людей. В недрах земли эти сказочные человечки хранят сокровища - драгоценные камни и золото.

Древние германские и скандинавские сказания - саги - рассказывали о роковом кладе, который приносил несчастье всякому, кто пытался им завладеть. Хозяином клада был карлик Андвари. Среди его сокровищ хранилось волшебное кольцо, которое могло умножать богатство. Могущественный Андвари, разумеется, хотел во что бы то ни стало сохранить свои сокровища. Он наложил на кольцо проклятье: тот , кто им завладеет, непременно должен погибнуть. Клад, а вместе с ним и проклятое кольцо со многими приключениям переходил от одного владельца к другому: от волшебников - к дракону Фафниру, от Фафнира - к королю Зигфриду и его врагам, и каждому несли смерть. Историю этого рокового клада описывают многие старинные сказания, в том числе и самое знаменитое - "Песнь о Нибелунгах".

Рассказывают, что множество кладов было когда-то оставлено Стенькой Разиным, его братом Иваном и другими разбойниками. Особенно много разбойничьих кладов в Поволжском крае - давнем прибежище лихих людей.

Ходят легенды, что в Саратовской губернии прятал сокровища татарский сборщик податей, страшный Кудеяр. Будто бы в Кудеяровом кургане доныне сохранился подземный дворец, в кладовых которого за железными дверями хранятся несметные богатства. Двери заперты замками величиною с поросенка, а сторожит клад нечистый дух в образе старца. Ключи от замков Кудеяр сбросил в Симонов родник, и только тот, кто вычерпает его и найдет ключи, сможет попасть в Кудеярову пещеру и найдет ключи, сможет попасть в Кудеярову пещеру и добыть клад.

Летописи XVI века сообщают о том, что Иван Грозный отрыл клад в новгородской Софийской церкви.

Царевна Екатерина Алексеевна отличалась особой страстью к кладоискательству: она, например, вела переговоры с костромским иереем, который хвалился, что может определять местонахождение кладов по "планетным тетрадям", посылала приближенных женщин в полночь рыть могилы на кладбище и ездила за много верст от Москвы раскапывать клад на дворе какого-нибудь крестьянина.

Клады зарывали у какого-нибудь заметного дерева: старой толстой сосны, которую нельзя срубить, или березы, или большой ели. Клад мог лежать и под камнем, на котором для приметы выбит знак, например, гусиная лапа или петухи, глядящие друг на друга. Прятали клады и близко к воде: у реки, ручья, в омуте, колодце или болоте.

Такие места в языческие времена считались священными. Люди тогда поклонялись деревьям, камням, воде, считая, что они связаны с миром богов и обладают магической силой. Там стояли изображения богов - идолы - и совершались жертвоприношения.

Когда на Русь пришло христианство, на местах поклонения прежним богам (Велесу, Стрибогу, Даждьбогу и другим) стали возводить церкви. И клады, как говорят предания, тоже стали прятать у церквей, потому что священное место, как заговор и жертвоприношение, может сохранять клад от чужих людей.

Когда зарывали клад, произносили заговор, или зарок, например: "Что ручки загребают, те и выгребают", или: "Клад, ты отдайся тому, кто положит здесь двенадцать голов человеческих, шесть женских и шесть мужских", или: "Тому это добро достанется, кто после моей смерти голым пропляшет".

Благодаря заклятьям клад не давался в руки и назывался он "зачарованным". Такой клад был магическим, зарывался он навсегда - потому что означал могущество и всесилие своего хозяина. И это "могущество" запрятывалось так надежно, чтоб его никто не мог отнять. Если же кто-нибудь все-таки находил зачарованный клад, несчастного ждала гибель, а само сокровище превращалось в грязь или золу.

Кроме заклятья, над кладом совершал обряды "замыкания": брали замок, запирали его ключом и клали в горшок или сундук вместе с сокровищами.

Место для клада обводили серпом, косой или каким-нибудь другим остром железным предметом - считалось, что такая магическая граница помешает лихому человеку добраться до богатства.

Иногда, пряча клад, владелец приносил в жертву священное животное, дух которого должен был охранять сокровища. Поэтому, являясь человеку, клад может принять облик белого коня, белого или красного быка, белой коровы, седого теленка, серебряной козы, золотого барана, утки, петуха, кукушки - причем его цвет будет соответствовать цвету спрятанного сокровища.

Клады могут стеречь черт, бес, кладовики, кладенцы и всякая другая нечисть.

В северных районах считалось, что кладовики действуют вдвоем: "щекотун" оберегает клад в виде белобокой сороки-щекотухи, а "лаюн" обращается в собаку-лайку.

В Белоруссии кладами ведал маленький бог Конша. В случае удачи его обязательно благодарили, оставляя в его пользу часть добычи.

Но не все, кто прятал клад, обращались за помощью к темным силам. Часто клад охраняла икона с неугасимой лампадой или свечой, богоявленская вода, животворящий крест.

Для того чтобы завладеть кладом кладоискателю недостаточно было узнать место, где находится клад, и вооружиться заступом или лопатой. Необходимо было прибегнуть к помощи магических действий и заклинаний.

Считалось, что первое средство для получения клада - разрыв-трава. Ее называю также прыгун- или сканун-травой. Эта трава нужна, чтобы разрушить запоры, которые мешают добраться до клада. Она может разрушить запоры, которые мешают добраться до клада. Она может разрывать железо, сталь, золото, серебро, медь на мелкие кусочки. Цветет она в полночь на Ивана Купалу, в тайном месте, и добыть ее очень трудно.

К вечеру под Ивана Купалу надо поймать петуха и держать его под платьем, в котором собираешься идти на поиски, до тех пор, пока во всех домах не засветятся окна. Затем нужно нести петуха под полою в лес. Когда петух пропоет три раза, вспыхнет цветок разрыв-травы. Тут-то и надо рвать его, не обращая внимания на страсти, которые творятся вокруг. Нечистая сила не хочет, чтобы человеку досталась разрыв-трава, и будет пугать его изо всех сил. Тот, кто устоит и добудет цветок, должен без оглядки бежать домой, не отвечая ни на какие вопросы: если он скажет хоть одно слово, то вернется с пустыми руками.

Если удастся заполучить разрыв-траву, нужно взять унесенную с панихиды свечу и отправиться к месту, где зарыт клад, окурить это место ладаницей, вынуть из нее угол , положить на землю и раздуть огонь. Он этого огня зажигают восковую свечу, над ним же надо немного подержать лом, заступы и потом начинать рыть.

Поверья рассказывают также о спрыг-траве и траве Петров крест.

Спрыг-траву никто не видел, но известно, что если положить ее листья под ногти и поднести пальцы к замку, он тотчас же отопрется (спрыгнет). Поэтому с помощью спрыг-травы можно открыть те железные двери с огромными замками, которыми разбойники, по преданиям, запирали в тайном месте награбленное богатство.

Трава Петров крест называется так потому, что ее корень имеет вид креста. Трава эта приносит удачу. Ищут Петров крест между заутренней и обедней на Ивана Купалу.

Иногда, чтобы завладеть кладом, необходимо выполнить какое-нибудь необычное задание, например, спеть двенадцать песен, но таких, чтобы ни в одной не было сказано ни про друга, ни про недруга, ни про милого, ни про немилого; или надо влезть на сосну, под которой лежит клад, вверх ногами и спуститься назад вниз головой.

При разрытии клада ни в коем случае нельзя оглядываться, разговаривать и особенно засыпать. Если же невзначай ругнуться - клад исчезнет.

Несмотря на то что, найдя клад можно быстро разбогатеть, не прилагая особых усилий, христианство учило, что богатства, не приобретенного трудом не стоит и желать - ведь через него дьявол старается завладеть душой человека и сделать его несчастным.

В древнерусском "Сказания о Борисе и Глебе" говорится что если где-то под землей хранится серебро или золото, то многие видят на этом месте горящий огонь: это дьявол привлекает корыстных людей.

Одно из заклятие, сохраняющее клад, так и говорит: "Попадайся ты, клад, доброму человеку в пользу, а худому на гибель".

Понравилась статья! Поделитесь в соцсетях!

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор
Популярные статьи
17 августа 2020 16:44 - Лили Ша