Увеличение объема школьной программы: вред или польза?

1619848759-orig-1.jpeg

Базовые знания человек получает в школе. От того, как он их получает и в каком объеме, зависит уровень образованности человека. Причем, главным мерилом этих знаний является время, в течение которого человек накопленный багаж знаний хранит в своей голове и использует для своего существования в окружающем мире. Ведь человеческая память - это далеко не компьютерная память, и бесконечно помнить какие-то правила, законы, исторические события и т.п. человек не может. Что-то, полученное в школе, запоминается на всю жизнь, а что-то вылетает, не успев отложиться в лабиринтах памяти.

Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, сравним процессы обучения школьников в советские годы и сейчас. Не будем углубляться в детали. Возьмем всего лишь объем даваемых знаний тогда и сейчас. Все просто. Каждый школьный учитель со мной согласится, что сейчас изучаемый объем больше и нагрузка серьезно увеличена по сравнению с тем, что было раньше в советские годы. В современных школах зачастую проводится по 8 уроков в день. Хорошо это или плохо? Бытует мнение, что мир многогранен, сложен и для его познания необходимо школьную нагрузку увеличивать для того, чтобы нам не отстать от других стран по уровню знаний.

И вот тут, на мой взгляд, кроется главная ошибка. Ведь к чему приводит увеличение объема школьной программы? К простому скаканию от одного изучаемого материала к другому, как говорится, "галопом по Европам". Школьник просто не успевает освоить изучаемый материал. Нет уже такого натаскивания при изучении тех или иных тем, как было в СССР. Тогда главные предметы математика и русский язык именно преподносились путем натаскивания, т.е. изучались неспешно с главной целью, чтобы каждый ученик усвоил пройденный материал. В результате знания, полученные таким образом, дольше хранятся в голове и, как говорится, не выветриваются.

Для наглядности предлагаю посмотреть схему.

На схеме видно, что объем знаний, получаемый в СССР за 10 лет обучения, ниже, чем сейчас дается за 11 лет обучения. Но, что происходит дальше после окончания школы? Знания, приобретенные при советской системе, постепенно, год от года, уменьшаются в головах бывших школьников, но остаются на определенном уровне, назовем его нормативным уровнем.

Знания, получаемые при современной системе образования обвально уменьшаются после окончания школы, так как срабатывает система "галопом по Европам" и в голове мало что остается. Человеческий организм не может сохранять долго знания, которые НЕ УСВОЕНЫ и не успели укорениться в мозгу обучаемых! В результате уровень этих знаний становится ниже нормативного уровня (см. выше). Ведь, какой смысл увеличивать объем школьной программы и срок обучения на 1 год, если человеческий организм физически не способен впитать в себя всю получаемую информацию и запомнить её на всю оставшуюся жизнь. Тут скорей срабатывает принцип: лучше меньше, да лучше!

Вывод: зачем нужна такая система образования, которая на выходе не дает нужного результата? Человек не способен все запоминать на лету и, тем более, на долгое время. В итоге, много суеты и нервотрепки, а все ради чего? Получается, как в высказывании Козьмы Пруткова: "Нельзя объять необъятное!". Надо давать основы знаний, учить учеников логическому мышлению, культуре поведения в обществе и умению самостоятельно принимать правильные решения. Остальному сама жизнь научит. Не всегда объем переходит в качество!

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор