Украинские земли до Киевской Руси.

1621332058-1-4bytovymkrl4jxt16scu-w.jpeg

В течение этих тысячелетий земли, где находится нынешняя Украина, были разделены на две довольно отчетливые сферы: (1) обширные степные и лесостепные зоны внутренних районов и (2) прибрежные районы Черного и Азовского морей. Хотя в каждой из этих сфер существовали совершенно разные социально-экономические и политические структуры, они были тесно связаны в симбиотических отношениях, основанных на высокой степени экономической взаимозависимости.

В целом, внутренние районы были заселены оседлыми земледельцами, управляемыми различными кочевыми военными элитами, которые чаще всего происходили из степей Центральной Азии. С другой стороны, Черноморское побережье характеризовалось созданием греческих, а позднее романо-византийских городов, которые либо функционировали как независимые государства, либо объединялись в федерации, которые имели различную степень независимости или зависели от греческих, римских или византийских метрополий. По сути, прибрежные города Черного моря функционировали более двух тысячелетий как придатки, чья экономическая, социальная и культурная ориентация была направлена на классические цивилизации Эгейского и Средиземного морей.

***

Самые ранние сведения о степной глубинке и ее обитателях поступают от греческих, римских, византийских и арабских писателей, которые почти неизменно писали негативные описания свирепых варваров с востока, единственной целью жизни которых было уничтожение достижений цивилизованного мира, представленного Грецией, а затем Римом и Византийской империей. Немногочисленные письменные источники этой ранней эпохи дают общую картину нескончаемого роя “варварских” азиатских народов со странными названиями, такими как киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, гунны, авары, булгары и хазары, которые последовательно правили степными внутренними районами, прежде чем были изгнаны следующими кочевыми захватчиками. Недавние археологические открытия, особенно в двадцатом веке, показали, что эти кочевые народы не были ни столь нецивилизованными, ни столь исключительно склонными к разрушению, как их изображали классические греческие и романо-византийские писатели. На самом деле цивилизации, созданные этими кочевниками с востока, часто были направлены на поддержание стабильной среды, которая позволила бы увеличить их доходы от торговли.

При рассмотрении различных кочевых групп и их вторжений в украинскую степь у читателя может сложиться впечатление — и неправильное представление — что свирепые воины, пришедшие из Центральной Азии, принадлежали к маленьким племенам, каждое из которых состояло из определенного народа. Более того, может показаться, что эти кочевники вошли на территорию к северу от Черного моря, которая была необитаемой, и что определенное племя оставалось единственным жителем, пока его не вытеснило другое кочевое племя. Такое представление не отражает того, что произошло на самом деле.

Прежде всего, украинская степь никогда не была девственной необитаемой землей, в которую вливались кочевые орды. Археологические данные показали, что степь и, если уж на то пошло, все украинские территории были заселены на протяжении всего каменного века. Поселения каменного века были обнаружены вдоль среднего Днепра и Среднего Днестра; самое древнее известное место (около миллиона лет) находится в Королево вдоль реки Тиса в Закарпатье.

События позднего неолита или медного века должны были нарушить относительно стабильное и изолированное существование трипольских оседлых общин в Украине. Это изменение произошло потому, что во втором тысячелетии до нашей эры украинские земли подверглись перемещению народов из центральной Европы, прибытию торговцев из Эгейского моря и восточных земель и, наконец, разрушительным вторжениям степных народов с востока. Тем не менее, как до, так и в период с 1150 по 850 год до нашей эры на всей территории Украины всегда существовали постоянные поселения, населенные людьми, которые получали средства к существованию от сельского хозяйства и разведения скота и, во-вторых, от охоты и рыболовства.

Другое неправильное представление об этом периоде касается кочевых захватчиков. Несмотря на то, что авторы из греческого и романо-византийского миров дали этим группам такие имена, как киммерийцы, скифы, сарматы и т. д., ни одна из них никогда не состояла из культурно или этнолингвистически единого народа. Скорее, эти группы состояли из различных кочевых племен, которые иногда объединялись под руководством одного племени, которое дало свое название (или было принято классическими авторами для всей группы). Оседлые земледельческие или скотоводческие поселенцы, уже жившие на украинских землях, также были отнесены к кочевой группе, которая стала править ими. Именно в этом более сложном смысле следует понимать названия скифов, сарматов и хазар.

***

Первой из этих кочевых цивилизаций на территории Украины, о которой имеются сведения, хотя и ограниченные, была киммерийская. Киммерийцы, по-видимому, были индоевропейской группой, которая стала доминировать на украинских землях к северу от Черного моря между 1150 и 950 годами до н. э., период, который совпадает с поздним бронзовым веком. Большая часть того, что мы знаем о загадочных киммерийцах, почерпнута из археологических находок, состоящих из бронзовых орудий и остатков бронзовых литейных цехов. Киммерийская эпоха длилась на территории Украины около четырех столетий, и только с последних двух из этих столетий (900–750 гг. до н. э.) существуют археологические остатки бронзовых орудий и оружия вдоль нижнего Днепра близ Никополя и в районе к югу от Киева.

Примерно в середине восьмого века (750 г. до н. э.) киммерийская эра подошла к концу. Киммерийцы, по — видимому, бежало на запад (через Карпаты в Паннонию) и на юг (в Крым и далее во Фракию и Малую Азию) перед лицом нового вторжения кочевников с востока- скифов. Скифы были известны в классическом мире своей свирепостью как воины, но этот односторонний образ был смягчен археологическими открытиями, которые обнаружили многочисленные примеры изящной скульптуры, украшений, в основном из золота. Скифы фактически образовали ветвь иранского народа — точнее, ту ветвь, которая осталась в так называемой исконной иранской стране к востоку от Каспийского моря (современный Туркестан), в отличие от их медейских и персидских племенных родственников, которые основали оседлую цивилизацию дальше к югу на плато Ирана.

Между 750 и 700 годами до н. э. скифы двинулись на запад, в сторону Украины, и в конце концов они поселились по большей части сначала на Кубани и Таманском полуострове (700–550 годы до н. э.), а затем вдоль реки Днепр на юге центральной Украины (550–450 годы до н. э.), где их цивилизация достигла своего пика между 350 и 250 годами до н. э. Классические источники сообщают нам, что скифское общество состояло из четырех групп: королевской семьи, знати, земледельцев и пахарей. Только первые две группы — королевская семья и знатные люди — состояли из мигрантов с востока. Эта правящая элита, кочевого происхождения, доминировала над оседлыми земледельцами, живущими под их контролем, и жителями городов. Обе эти группы вместе со своими правителями были известны внешнему миру как «скифы».

***

Немногочисленные скифские поселения не имели такого значения, как греческие торговые города на берегах Черного и Азовского морей. Вскоре после того, как скифы начали проникать в Украину с востока, в восьмом веке до нашей эры, колонисты, спасавшиеся от гражданских беспорядков в Греции, прибыли с юга. В результате между седьмым и пятым веками до нашей эры на берегах Черного моря, Керченского пролива и Азовского моря возникло несколько процветающих греческих городов. Одними из первых были созданы Тирас в устье Днестра и Ольвия в устье Южного Буга, затем Херсонес на юго-западной оконечности Крымского полуострова и Феодосия дальше на восток на Крымском полуострове, а также Пантикапей (Боспор) и Фанагория на западном и восточном берегах Керченского пролива соответственно.

Греческая родина по обоим берегам Эгейского моря состояла из отдельных городов-государств, каждое из которых ревностно охраняло свою независимость. Однако к пятому веку до нашей эры они пришли к формированию единой цивилизации. Как и на родине в Эгейском море, греческие колонии вдоль северного побережья Черного моря, по крайней мере, первоначально оставались независимыми друг от друга, хотя они были экономически и политически зависимы от города-государства, которое их основало, — как правило, либо Милет, расположенный вдоль побережья Эгейского моря в Малой Азии, либо Мегара, к западу от Афин . Были также периоды, когда черноморские колонии были полностью независимыми или когда они объединялись в федерации или государства.

Наиболее важный пример федерации возник около 480 года до н. э., когда греческие города вблизи Керченского пролива начали объединяться под руководством Пантикапея в то, что стало известно как Боспорское царство. Боспорское царство стало независимым от греческой родины, и при его царе Левконе I (правил около 389–348 гг. до н. э.) стало контролировать весь Керченский и Таманский полуострова ,а также восточное побережье Азовского моря до устья реки Дон, где был основан город Танаис (ок. ,375 до н. э.) Боспорское царство включало в себя не только греческие города, но и районы вокруг Азовского моря, населенные скифами и родственными племенами. До второго века до нашей эры королевство процветало как центр торговли зерном, рыболовства, виноделия и мелкого ремесленного мастерства, особенно металлообработки. В следующем столетии наступил период политической нестабильности и последовавшей за этим утраты независимости Боспора. Наконец, в 63 году до н. э. Боспорское царство вместе с другими греческими государствами вокруг Черного моря перешло под контроль Римской империи.

***

В течение почти пяти веков, с 700 по 250 год до нашей эры, греческие города вдоль побережья Черного моря, на юге Крымского полуострова и в Боспорском царстве развивали своего рода симбиотические отношения со скифской глубинкой. Примерно к 250 году до н. э. центр скифской власти стал базироваться в регионе, известном как Малая Скифия, между нижним Днепром и Черным морем, а также в северной части Крымского полуострова. Симбиотические отношения состояли из трех элементов: (1) контролируемая скифами украинская степь, (2) греческие города на Черном море и (3) греческие города-государства вдоль Эгейского моря.

Хлеб и рыба были основными продуктами питания древней Греции, и растущий спрос на эти продукты удовлетворялся рынками в греческих городах Причерноморья. Эти и другие продукты питания поступали с украинских земель, которые уже в древние времена имели репутацию природных богатств.

В свою очередь, скифы покупали у греков текстиль, вина, оливковое масло, произведения искусства и другие предметы роскоши, чтобы удовлетворить свой вкус к роскоши.

В результате этих экономических взаимосвязей греки принесли в мир самую раннюю и до сих пор первичную информацию о скифах. Геродот, в частности, оставил подробное описание географии, образа жизни и часто жестоких обычаев скифов и земель, находящихся под их контролем.

Скифы принесли на украинские территории период мира и стабильности, который длился около 500 лет и который стал известен как Pax Scythica. Во время Pax Scythica скифы развивали торговлю с греческими городами вдоль Черного моря, которые, в свою очередь, снабжали Грецию необходимыми продуктами питания и сырьем. Скифы также успешно отбивались от других кочевых народов с востока и даже победили могущественного царя древней Персии Дария I.

После присоединения Фракии к своему царству Дарий начал кампанию на север против скифов в попытке персианизировать их земли, которые он считал “внешним Ираном” и частью своего собственного наследия. Его усилия против скифов не увенчались успехом, но вторжение Дария, начавшееся в 513 году до н. э. и охватившее большую часть Причерноморской степи и области к востоку от Днепра вплоть до Гелоноса/ Гелона, стало первым крупным историческим событием с участием украинской территории, зафиксированным в письменных документах.

Около 250 года до н. э. в украинской степи появились кочевники-сарматы. Сарматы были типичны для рассматриваемых цивилизаций в том смысле, что они не были однородным народом, а скорее состояли из нескольких племен, каждое из которых вело независимое существование. Наиболее непосредственно связанные с событиями в Украине были роксоланы и аланы.

По крайней мере, в течение первых двух столетий сарматского присутствия, то есть с 250 по 50 год до н. э., относительная стабильность и, как следствие, экономическое процветание, которые ранее существовали между скифскими внутренними районами и греческими городами побережья, были нарушены. Под давлением сарматов скифские вожди бежали в Крым, где были вынуждены закрепить свое господство над небольшим регионом, включавшим Крымский полуостров к северу от гор и земель . Чуть севернее, между полуостровом и нижним Днепром. Это новое политическое образование, которое со столицей в Неаполе (современный Симферополь) было известно как Малая Скифия просуществовало примерно с 250 года до н. э. по 200 год н. э. Первоначально скифское руководство в Неаполе пыталось продолжить свою традиционную практику взимания дани и товаров с греков. Но поскольку они больше не контролировали ресурсы степей, они мало что могли дать грекам взамен. Результатом стали частые конфликты между скифами Крыма и греческими городами вдоль побережья и в Боспорском царстве.

Эта эпоха нестабильности, которая затронула не только контролируемые сарматами внутренние районы, но и города Черного моря, закончилась в прибрежном регионе после 63 года до нашей эры. Начиная с этого года Римской империи удалось расширить сферу своего влияния на независимые греческие города, а также на те, которые находились в пределах Боспорского царства. С присутствием римских легионов и администраторов в регионе были восстановлены мир и стабильность.

Реагируя на стабилизирующее присутствие римлян, одно сарматское племя, аланы, возобновило скифскую традицию торговли с греко-римскими городами. Вскоре в Боспорском царстве возникла греко-скифо-сарматская гибридная цивилизация, которая сама возродилась, на этот раз под защитой Рима. В результате торговля между степными внутренними районами и Средиземноморским миром принесли новое процветание Боспорскому царству, которое длилось более двух столетий.

Однако третий век нашей эры положил начало новой эре нестабильности, особенно в степных глубинках, которая продлилась до седьмого века. В течение этих четырех столетий украинская территория подвергалась вторжениям нескольких новых кочевых воинственных племен. За редким исключением, кочевники не были заинтересованы — как скифы и даже сарматы до них — в обустройстве и мирном использовании симбиотических отношений степных внутренних районов и прибрежных городов. Примерно между 250 и 650 годами несколько кочевых групп — готы, гунны, кутригуры, утригуры, авары, булгары — приходили и уходили через некоторые части украинской территории. Только с приходом хазар в седьмом веке к северу от Черного моря была восстановлена стабильность.

Четыре столетия междоусобиц между 250 и 650 годами начались не с приходом кочевников из Центральной Азии, а скорее с прибытием в середине третьего века аланов из региона к северу от Кавказа и германских племен, известных как готы из Северной Европы. Аланы были сарматской племенной группой, которая переселилась в Крым. Там они поселились как в горной местности, где они были одними из первых жителей в городе Кирк-Йер на вершине холма (позже Куфут-Кале), так и вдоль побережья Черного моря, где, по мнению некоторых ученых, они основали в 212 году н. э. город Сугдея (современный Судак). Они занимались сельским хозяйством, скотоводством и ремеслами. После прибытия в Крым аланы приняли христианство; это было одной из причин, по которой они смогли легко ассимилироваться с другими христианскими жителями, в результате чего в течение нескольких столетий они исчезли как отдельный народ на полуострове.

Готы были родом из нынешней Швеции, но около 50 года до нашей эры они переселились на южные берега Балтийского моря (то есть в современную Польшу). Именно оттуда к концу второго века нашей эры они двинулись на юг, в Украину, где они нарушили господство сарматов в степной глубинке и вступили в контакт с римским миром вдоль северных берегов Черного моря. Готы к этому времени разделились на две ветви. Те, кто остался в Украине, стали известны как остготы, или восточные готы. После 250 года н. э. они захватили у римлян Ольвию и Тирас, в результате чего в течение следующего столетия оставшиеся греко-римские города, а также Боспорское царство были втянуты вместе со степными внутренними районами в сферу Остготского царства.

Остроготское правление на юге Украины и в Крыму достигло своего апогея при короле Эрманарихе (правил 350–375). К концу правления Эрманариха, около 370 года, в степи Украины прибыл новый кочевой народ, на этот раз из Центральной Азии. Это были гунны, которые легко подчинили остготов и около века господствовали над всем степным регионом от Центральной Азии до сердца Европы. Под руководством своего талантливого лидера Аттилы гунны двинулись на запад, и со своей базы на равнинах Паннонии (современная Венгрия) они атаковали в 430–440-х годах различные города Римской империи, включая Константинополь и Рим. После их поражения и смерти Аттилы в 453 году “империя гуннов” быстро распалась. Некоторые из гуннов остались в Паннонии, как и большинство остготов, которых они привели с собой. Другие гуннские племена вернулись в степи Украины, в том числе утригуры, которые сделали своим новым домом степи в северном Крыму. Те остготы, которые не были уведены гуннами на запад, в Паннонию, остались в Крыму, где онижили в гористой местности вдали от побережья.

В течение четвертого века остготы приняли христианство в соответствии с восточно-византийским обрядом, хотя они приняли учение Ария (который отрицал божественность Христа в пользу его человечности). Более важным был тот факт, что христианская связь укрепила отношения крымских готов с Византийской империей. К началу пятого века (около 400 года н. э.) их центр Дорос стал резиденцией епархии Готии. Таким образом, крымские готы стали частью византийской политической и культурной сферы, и в течение следующих пяти столетий они служили защитным щитом для греко-византийских городов вдоль побережья от дальнейших вторжений кочевников с севера.

Тем временем украинские степные районы к северу от Крымского полуострова и Черного моря продолжали подвергаться ряду захватчиков: гуннские кутригуры и утригуры в пятом веке, авары в шестом веке и булгары в седьмом веке. Чаще всего присутствие этих групп в степной Украине было недолгим. Это было связано с тем, что они искали более богатые источники добычи, которые можно было найти вдоль границ Римской империи в Центральной Европе (Паннонская равнина) или вдоль торговых путей между Черным и Каспийским морями. В периоды, когда одна кочевая группа уходила, а другая еще не прибыла, вакуум власти иногда заполнялся местным населением. Одним из таких случаев был случай антов, племени сарматов (аланов) и, возможно, готских элементов, которые к третьему веку организовали оседлое земледельческое население юго-центральной и юго-западной Украины в мощную военную силу, которая противостояла готам, Византийской империи и гуннам. Поскольку это оседлое население, которое возглавляли анты и которому они дали свое название, вероятно, состояло из славян, эта группа представляет особый интерес в отношении последующих событий в Украине.

***

При Юстиниане прибрежные города Причерноморья получили византийские гарнизоны, их стены были укреплены, и Херсонес стал византийским административным центром региона. Византийская греческая культура в форме Восточного христианства также была укреплена, в результате чего Херсонес с его десятью церквями и часовнями (включая базилику Святого Петра) и крепостью и монастырем, построенными в пещерах на склонах скал в соседней Каламите (ныне Инкерман), должен был стать важным центром, из которого христианское влияние впоследствии распространялось по всей территории Украины и среди восточных славян. Византийское влияние было также сильным в восточной части Крыма, где было возрождено Боспорское царство, на этот раз как колония Византии.

Хотя это правда, что прямой византийский политический контроль над крымскими городами и Боспорским царством часто прерывался, экономические, социальные и культурные связи в форме Византийского православного христианства должны были продолжаться по крайней мере до XIII века. Более того, именно в эпоху римского и Византийского контроля над Боспорским царством эллинские евреи поселились в прибрежных городах региона. И именно из этих городов еврейские контакты через Керченский пролив к седьмому веку достигли царства хазар, новой кочевой цивилизаци.

Вскоре после усиления византийского влияния на побережье, которое всерьез началось в конце VI века, с востока прибыла группа кочевников, чье присутствие должно было оказать глубокое влияние на регион как к северу, так и к востоку от Черного моря. Это были хазары, тюркская группа, которая первоначально населяла самую западную часть Внутренней Азиатской Тюркской империи. В отличие от большинства своих предшественников в течение предыдущих трех столетий, хазары предпочитали дипломатию войне. Вскоре после своего прибытия к побережью Черного моря они подписали договор (в 626 году) с Византийской империей. Византийцы, всегда озабоченные своей собственной восточной границей с персами и потенциальными захватчиками с востока, которые могли бы угрожать их черноморским владениям, приветствовали кажущуюся готовность хазар вписаться в планы византийской северной дипломатии.

Появление хазар в VII веке оказалось очень важным для развития событий в Восточной Европе в целом и в Украине в частности. Хазары продолжили традицию, установленную скифами и продолженную сарматами, согласно которой кочевники с востока должны были получить контроль над оседлым населением степной глубинки, держать в узде непокорные кочевые племена, защищать торговые пути и развивать торговые контакты с греко-римско-византийскими городами вдоль побережья Черного моря. Вековые симбиотические отношения между побережьем и степной глубинкой должны были быть восстановлены под гегемонией хазар. Возникший в результате период Pax Chazarica, просуществовавший примерно с середины седьмого по середину девятого века, фактически защитил украинские земли от дальнейших нашествий кочевников из степей Центральной Азии на востоке, а также от вторжений персов, а затем арабов с юга. Из-за роли хазар в защите восточных и южных границ европейского континента некоторые авторы сравнивают их с Карлом Мартелем и франками в Западной Европе. Pax Chazarica также обеспечила по крайней мере два столетия мира и стабильности, в течение которых оседлым народам, живущим в пределах сферы влияния хазар, было позволено развиваться. Среди этих народов, в пределах и сразу за северо-западным краем хазарской сферы, были славяне.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи