Ученье — свет

Ум ребенка дотошен. Какое восхитительное начало статьи!

На самом деле мы все по-взрослому знаем как именно нужно обучать ребенка, какие подходы находить к нему, но мы постоянно заняты, отвлечены многими вещами, и не в состоянии сосредоточиться на нем посему. Винить нас не в чем, такова жизнь, и не мы ее (такой) придумали.

Почему это так? Потому что все были детьми, и если живы и отчетливы воспоминания каких-то событий, то психологическая память о тех минутах и мгновениях детства впала в кому. Ее не вернуть. Однако, остается чутье момента, того самого, когда мы, будучи юны, совсем ребенком еще, переживали и чувствовали что-то, назидаемые школой и родителями учиться. Мало того, мы сами стремились к знанию. Даже самый заядлый неуспевающий, в действительности стремится к знанию, только... у него «не срослось», что-то вклинилось в его интерес ко знанию, живой и алчущий нового интерес, и сбило с толку, запутало. А ребенок не способен разобраться в себе столь глубоко, чтобы проявить для себя причины и следствия происходящего с ним на ментальном уровне, в чувствах, разобраться в том что на сердце. Да и взрослому сие нелегко, не всегда получается. Посему, ребенку тем более — почти невозможно.

Отчего же отъявленный неуспевающий в действительности стремится к учебе? Потому что если мы найдем для него подход, «интересный нюанс» его внимания, он обнаружит у себя интерес, и будет вникать, совершенно не сознавая, что с определенной минуты, вот уже... и полчаса, и час... он скрупулезно изучает что-то, какой-то поданный взрослым (учебный) материал, совсем по-настоящему, искренне озабоченный этим новым для него пониманием.  

Не ради оценки, или одобрения взрослых, или каких-то жизненных установок внушенных воспитательным процессом, — а ради себя. Исключительно ради себя, потому что именно так и должен проходить процесс обучения, преимущественно так.

На память всплывает видео из интернета «травка зеленеет» (из этических соображений ссылку не привожу, легко можно найти через поисковик).

Ребенок вымучивает стих, «для запомнить», мама вся извелась, но настойчиво втолковывает по строкам, чтобы заучилось.

В чем закавыка? И ведь довольно просто. Конечно, и ситуации бывают разные, устал, не расположен к литературе, ведь все разные, может он будущий авиаконструктор, зачем ему «стишки» — как бы он мог сам о том думать, мечтая стать... да чего там конструктор, бери выше, космонавт! И зачем эта «травка»?

И способности разные, кто-то более способен, кто-то менее, хотя, на самом деле, от рождения потенциал у всех более-менее одинаков. Но жизнь или раскрывает его сразу, или погодя, или никогда.

Но человек ли в том виноват? Обстоятельства... которые что в детстве, что во взрослой уже жизни — преследуют и наступают на пятки, вынуждая спотыкаться.

И зачастую сей спотык... об самого же себя.

 

Это мысли вслух, философия. По существу же...

Вот что они учили, стихотворение Алексея Плещеева :

 

«Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит».

 

Четыре строки, потому что дальше не пошло.

В чем тут дело? Ребенок «туп»? Никоим образом. С ним все в порядке, и возможно он даже будущий конструктор. А то и космонавт, хотя что круче» вопрос снова философский.

Дело в подходе. И так везде, между прочим. Куда не посмотри, дело в подходе. Занимающийся тяжелой атлетикой подходит к штанге готовясь, собираясь с силой, духом. Он знает что нужен подход! Швея на фабрике прежде чем подложить под иглу материал, имеет подход, который выверен опытом, а если не опытная, то будет весьма аккуратно... стараться почуять этот подход, обнаружить его, научиться ему, ибо ткань зажимается, включается моторчик и... тац-тац... вкривь пошло. 

Так вот, ребенок чует что у него «идет вкривь», потому и сопротивляется внутренне, неосознанно. А значит, никакого запоминания, усвоения материала не произойдет. Только наоборот, укрепится антагонизм к обучению, отвращение.

Конечно же, найти такой подход непросто. Если бы было просто, то и размышлять над этим не было бы нужды. И это целая наука, наука образования, что создавалась и шлифовалась (как могла) веками, и будет еще... долго совершенствоваться, хотя, казалось бы, таковые вопросы должны быть адресованы только ей: как найти подход к ребенку. Однако, тем не менее, родитель знает своего отпрыска вполне достаточно для того, чтобы не теряться в данной ситуации. 

 

Прежде всего нужно четко уяснить и «запротоколировать» (в спецблокнот) круг интересов ребенка. Вторым пунктом постараться выяснить, наблюдая за ним, как эти интересы могут пересекаться.

Например, мальчик, собирает модельки машин («машинки») и любит рыбалку. Связь? Пересечение? Ловят с лодки. Это «машинка»?

Приберегите данную находку. При случае когда надо будет заниматься с ним, и получается так как с «травкой», то есть, видите что... совсем не получается, застряло... — отвлеките от занятия и себя и его, спросив, поинтересовавшись: «А бывают же машины-амфибии, верно? Если использовать для рыбной ловли такую машину, прямо с суши в воду, то она, наверное, должна быть открытой как лодка, а то из окон-то ловить неудобно... или как думаешь?».

...«А почему ты спрашиваешь» (удивление).

И, допустим, пожать плечами. Уводя, после сего интригующего для ребенка вопроса, еще дальше от занятия в его воображении: «Просто как-то подумалось... ты вон, играешь с модельками... и подумалось». Можно, конечно, и про увлечение рыбалкой напомнить, но лучше пусть сам у себя совместит здесь и сейчас оба интереса, которые к учебе никак не относятся.

Это набросок, миниатюрная модель «вслепую» и для примера, наглядности.

Он, конечно, задумался. Внимание: ребенок — на фоне разложенных тетрадок и учебника раскрытого — реально задумался! Он вышел из тины, которую набросали ему, на него (ментально) предыдущими своими действиями, заставляя под давлением учить стих, и что угодно.

Именно так должно происходить во всем учебном процессе: чтобы ребенок, открывая учебник, самопроизвольно пребывал в умственном процессе, а не отвлеченном на что-то совершенно ему не импонирующее, чуждое, как-то — навязанная «непонять зачем» необходимость учить-вымучивать это... (эту бяку).

Ибо все что не соответствует внутреннему миру ребенка и есть бяка, нечто такое, что противно в чувстве, или противоестественно для него, ибо дети воспринимают реальность пока еще без способности какой-то опоры на объективную оценку, мало жизненного опыта и прочее, им сложно смотреть именно объективно, хотя (!) дети искренне стараются, веря родителям прежде всего, что это необходимо: учиться, не ходить зимой без шапки и прочее. И что «учиться», что «без шапки», для ребенка будто бы равнозначно. Ибо нет опыта объективного различения «необходимостей» по-серьезному!

 

Фото: Pixabay

 

Итак, начал думать. Вернем его к занятию. Но как? Не-на-вяз-чи-во.

Это важно.

Чтобы как будто сам.

 

«Амфибия она и по травке как по асфальту, да, это же вездеход?».

И трогаем уже рукой учебник, берем за обложку рукой...

Он понимает, о чем бы сейчас не шел разговор, отвлеченный на «постороннюю» тему, все-таки родитель занимается с ним по заданному... То есть, никуда не деться, надо учить.

И, поскольку, мы «взнуздали» в нем его искренний интерес, хоть и отвлеченный от занятия, значит, его внимательность — прежде всего к нам, исполняющим роль «руководителя, педагога школьного» усилилась (хотя, родители на деле не имеют права вмешиваться в учебный процесс, ибо у настоящего школьного преподавателя свои подходы в обучении, он профессионал, и влезать в это никому не должно быть позволено, но... так будет в каком-то будущем, когда система образования усовершенствуется максимально, пока же что имеем); и он испытал конкретное мысленное побуждение, то самое, которое проявляется, когда со сверстниками затеяли игру, и решают как все будет происходить: вот там ребенок думает действительно «на всю катушку». 

И хоть остается препятствие в самом стихе, ибо он не понимает «принципа» (говоря обобщенно, как и с математикой и прочее), не понимает написанного, — будет (теперь) стараться изо всех сил, чтобы «впихнуть» в голову себе непонятный ему набор слов.

Почему... непонятный?

Давайте посмотрим (по данному случаю):

 

«Травка зеленеет,

Солнышко блестит»

 

Здесь все ясно.

 

Смотрим дальше.

 

«Ласточка с весною

В сени к нам летит»

 

Ласточка в лапках держит «весну» и летит в сени? — которые воспринимаются как внутренность дома; значит, ласточке нужно дверь открывать? 

Теперь представьте! что допустим!.. такой вообразительный и полусознательный процесс происходит у ребенка при попытке заучить стих. 

Конечно же, он будет спотыкаться на «сенях», и значит, не сможет одолеть все произведение целиком, ибо оно цельно, в нем все связано.

Что же делать? Мы-то по-взрослому нормально воспринимаем. Верно. У нас развито ассоциативное, абстрактное, интуитивное и прочее и прочее мышление.

«Ласточка с весною» для него мало чем отличается по логике от выражения «Мама с сумками» (домой пришла). Вломилась в сени, потому что у нее ключ был.

Но он не сознает сего, не способен выразить тем более.

А только мучается. 

 

Как же решить ситуацию эту?

 

Фото: Pixabay

 

Да, это задача педагога, а не родителя, разумеется; но прежде всего что может сделать родитель — это лучше понимать своего ребенка, и изредка «стучаться» в его внутренний мир. И даже во время домашних занятий для общей пользы.

 

Проблема «ласточки» может быть решена просто, после того как начал думать, или мы точно знаем, что у него (сейчас) не улица в голове и игры с друзьями, а нацеленность на занятие, — поясняем по простому, что ласточка прилетает одновременно с приходом весны, потому написано «с», то есть, вместе, или одновременно. А то что в сени летит, в том смысле, что поближе к людям хочет...

«Постучит клювом?».

После такого вопроса можете точно быть уверены, что ребенок ваш весьма незауряден — в самом позитивном и важном для жизни смысле.

 

Фото: Pixabay

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи