Церемонии посева риса

Посев некоторых видов зерновых может сопровождаться ритуальными действиями, особенно если эти зерновые культуры составляют основную пищу племени или народа. В странах Азии одним из основных продуктов питания является рис, поэтому с его посадкой и сбором связаны определенные ритуалы.

В Южной Индии, например, среди некоторых племен распространен обычай, согласно которому первую пригоршню зерна должен бросить в землю человек из племени курумба. Считается, что курумба - колдуны, которые могут сделать так, чтобы был хороший урожай.

На Суматре и Яве люди верят, что рис охраняет женский дух по имени Санинг Сари, или Мать Риса. Перед посевом выбирают лучшие зерна, символизирующие Мать Риса. Одна из женщин с распущенными волосами сажает эти зерна в питомник, затем совершает ритуальное омовение. За зернами и выросшими из них ростками постоянно ухаживают - считается, что если они погибнут, то не будет урожая. Через некоторое время ростки пересаживают на особый участок поля и произносят заклинания.

В некоторых сельских областях Японии каждый год проводится церемония пересадки риса. Она проходит в первое воскресенье июня. При этом воздают хвалы рису, который вот уже более двух тысяч лет является основной пищей японцев.

В начале  1900-х годов, когда старые феодальные порядки уходили в прошлое, эта церемония почти исчезла. Ее возродили в некоторых районах в 1930-е годы. Японское правительство всячески поощряет бережное отношение к древним традициям.

Во время церемонии по  улицам  шествуют танцоры, на головах которых красуются огромные шляпы, украшенные цветами. Дети исполняют танцы, повествующие о мифических событиях. Когда-то эти танцы должны были забавлять и веселить богов синтоистской религией.

В середине дня по улицам проходит процессия с быками, покрытыми серебряными и позолоченными седлами, со знаменами, на которых изображены эмблемы семьи их владельцев.

Женщины молятся богу риса Санбаи-сама перед костром из рисовой соломы. Дым уносит их молитвы к небу. Затем женщины начинают пересаживать рисовые ростки. Они передвигаются ровной шеренгой вслед за натянутой поперек поля веревкой. Все движения они совершают в едином ритме. Пока женщины работают, музыканты играют на флейтах и барабанах.

В Индонезии к рису, растущему на полях, относятся как к беременной женщине. Люди верят, что неожиданный испуг может замедлить или вовсе прекратить рост колосьев. Поэтому  на поле  нельзя стрелять, а также вести разговор о смерти или о демонах.

В Малайзии,  например, во время жатвы соблюдают сложные обряды, связанные с рождением Духа Ребёнка Риса. Для начала нужно отогнать злых духов - для этого знахарь жжет мусор и дурно пахнущие травы. Затем он выбирает семь колосков риса, срезает их и заворачивает в шаль словно младенца.  Духа Ребёнка Риса приносят в крестьянский дом, где за ним ухаживают как за настоящим ребенком.

В течение трех дней после рождения Духа Ребёнка можно собирать только небольшую корзину риса ежедневно. Колосья срезает один жнец; при этом он не говорит ни слова и следит за тем, чтобы его тень не падала на растения.  На седьмой день после рождения Духа Ребенка начинается настоящая жатва - считается, что к этому времени "дитя" уже надежно защищено. 

На Суматре и Яве растения, которые представляли Мать Риса при посеве, ко времени жатвы уже теряются из вида, и люди выбирают новую Мать Риса. Когда наступает пора собирать урожай, самая старшая женщина в семье выходит в поле и смотрит, какие колосья первыми согнутся на ветру. Затем она их связывает, но не срезает до тех пор, пока домой не принесут первины урожая и не подадут к праздничному столу. После этого Мать Риса доставляют домой под зонтиком и кладут в амбар, где она "следит: за сбором остального зерна. 

На одном из островов Индонезии существует традиция "поедания души риса" во время сбора урожая. Каждый член сообщества должен принести немного собранного им зерна. Часть риса оставляют как подношение духам, а из остального готовят особое блюдо. 

На острове Сулавеси первым рисовые колосья традиционно срезает священник. Он поджаривает зерна и размалывает их, а затем готовит блюдо, которое делится между всеми работниками. Иногда зерно размалывает женщина. Женщины варят рис и относят его священнику вместе с яйцом, которое приносят в жертву духам. После того, как жрец сделал подношение, он отдает рис обратно женщинам, чтобы они могли поделиться им с членами своих семей. 

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи