Череповец: сонный речной городок. История его становления

В начале 1700-х годов, столкнувшись с проблемой снабжения Санкт-Петербурга (новой российской столицы) зерном и другими товарами, Петр Великий создал транспортную сеть между Санкт-Петербургом и бассейном реки Волги. Этот водный путь получил дальнейшее развитие во времена правления императора Павла (1796-1801), который назвал его Мариинским водным путем в честь своей супруги императрицы Марии Федоровны.

Город с высоты птичьего полета.

Система Мариинского водного пути протянулась от Невы в Санкт-Петербурге до Ладожского озера, затем через Свирь до южного берега Онежского озера. За Онегой река Вытегра и канал вели через реку Ковжу к Белому озеру. Это озеро истощается рекой Шексной, которая на пути к волжскому порту Рыбинск протекает мимо промышленного объекта Череповца. Расположенный в месте слияния рек Шексна и Ягорба в западной части Вологодской губернии, Череповец известен как дом «Северстали», одного из крупнейших промышленных предприятий России.

Город Череповец вечером.

В городе сейчас проживает около 318 000 человек. Хотя эта область на высоком левом берегу Шексны была заселена славянами не позднее 10-го столетия, Череповец не получил официального статуса до 1770-х годов. Ядро города возникло из Воскресенского монастыря, основанного около 1362 года Феодосием и Афанасием, монахами Троицкого святого Сергиевого монастыря, основного центра московского монашества. Построенный из бревен, монастырь был сожжен в 1610 году польско-литовскими войсками во время широко распространенного династического и социального кризиса, известного как Смутное время.

Первой каменной кладкой монастыря было восстановление в 1752-56 гг. Воскресенской церкви (разрушенной молнией в 1713 г.) с двумя второстепенными алтарями, посвященными святому Иоанну Богослову и святым Феодосию и Афанасию. Воскресенский монастырь был закрыт в 1764 году в рамках секуляризации монастырских владений Екатериной Великой.

Преобразованная в волостное владение, церковь стала Воскресенским собором после того, как Череповец получил статус города в 1777 году. В рамках усилий Екатерины по развитию провинциальных центров Череповец получил официальный план улицы (1782), поставленной на якорь у собора с видом на реку. После закрытия собора в 1934 году, его 5 декоративных куполов были разобраны, но в середине 19-го столетия была обнаружена роспись.

Во время войны в здании находился ремонтный центр для авиационных двигателей, но в 1946 году он был возвращен официальной православной церкви как единому действующему молитвенному дому города. Купола были восстановлены в конце 1980-х годов.

Церковь Рождества Христова была закрыта в 1931 году и переоборудована для различных промышленных нужд. Ее оставшаяся постройка была сильно повреждена пожаром в 1989 году. В период с 1992 по 1997 годы возрожденный приход восстановил церковь и колокольню в первоначальном виде.

Одна из городских построек.

Основной стимул для роста Череповца произошел с расширением системы Мариинского канала в 1810 году. На длинной шексненской части водного пути Череповец стал базой для строительства и ремонта лодок в дополнение к перевозке барж. К середине 19-го века его население увеличилось более чем в 3 раза (до более чем 3000 человек).

После освобождения крепостных в 1861 году Череповец извлек выгоду из энергичного руководства Ивана Милютина, судоходного магната и промышленника, который не только продвигал речные сооружения города, но и служил его мэром с 1861 года до своей смерти в 1907 году. Милютин обладал большой деловой хваткой. Его благотворительные усилия также наделили город несколькими школами и привели к значительному улучшению его инфраструктуры. Дом Ивана Милютина, изначально находившийся за линией дороги, был тщательно перестроен в парке с видом на слияние рек Ягорба и Шексна.

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор