Почти все мы встречались с термином эмоциональный интеллект (EQ). Простыми словами его можно охарактеризовать, как набор способностей, обуславливающих использование эмоций при решении проблем, особенно в социальных ситуациях.
В последнее время интерес к эмоциональному интеллекту набирает популярность, но действительно ли мы знаем, что это такое, и адекватно ли используем его концепцию? Можем ли мы отличить его от связанных понятий, таких как навыки межличностного общения или эмоциональные знания?
Эмоциональный и социальный интеллект
Хотя теоретическая основа эмоционального интеллекта восходит к концу 1980-х годов, Эдвард Ли Торндайк в 1920 году упомянул социальный интеллект и описал его как способность понимать других людей и умение поддерживать отношения с ними.
По словам Торндайка, социальный интеллект представляет собой способность распознавать чувства и настроения других, эмоциональную чувствительность, эмпатию, эмоциональное выражение и контроль.
Эмоциональный интеллект и личный интеллект
Еще одним ориентиром в формировании эмоционального интеллекта стала работа Говарда Гарднера. В 1980-х Гарднер – психолог из Гарвардской школы образования – начал упоминать в своих работах личный интеллект. По его мнению, он представляет собой человеческие способности, определяющие точность самопознания и понимания других людей. Мало того, Гарднер сделал различие между межличностным и внутриличностным интеллектом.
Внутриличностный интеллект – способность человека получать доступ к своей эмоциональной жизни, различать эмоции, обозначать их в виде символических кодов и управлять ими. Напротив, межличностный интеллект – это навык замечать и различать настроения, мотивы и намерения других людей.
Как развить эмоциональный интеллект?
Это знание, которое формируется с самых ранних лет жизни на основе эмоциональных переживаний. Понимание эмоций понимания отношений между событиями и состояниями, а также выражения эмоций и словесных ярлыков для идентификации эмоций. Со временем появляются знания о причинах эмоций, их последствиях и способах их регулирования.
Эти знания могут быть непосредственно использованы в мышлении и действии и являются основой для развития других эмоциональных компетенций, включая регулирование и контроль собственных эмоций и их адекватное выражение, распознавание эмоциональных состояний других людей.
Способности, которые являются компонентами эмоционального интеллекта, постепенно формируются и совершенствуются с самых ранних лет жизни по мере интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Многочисленные исследования показывают, что эмоциональный интеллект увеличивается с возрастом. Учитывая развитие эмоционального интеллекта на основе пола, можно сделать вывод, что женщины достигают более высоких результатов при измерении эмоционального интеллекта. Они показывают большую чувствительность к невербальным сообщениям, включая эмоции.
Важность эмоционального интеллекта
Он способствует чувству связи с рабочим местом, помогает справиться со стрессом на работе, защищает от выгорания. Влияет на тесные межличностные отношения, эффективность помощи другим, удовлетворенность жизнью и стрессоустойчивость.
Кроме того, люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта реже курят и злоупотребляют алкоголем или наркотиками, имеют лучшее здоровье и лучше справляются с болезнью.
Исследования ясно показывают, что эмоциональный интеллект негативно связан с депрессией, чувствами бессилия и безнадежности, тревогой и суицидальными мыслями и девиантным социальным поведением.
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.