Шпаргалка родителям. Как помочь ребёнку понимать искусство

1592151011-girl-1641215-1280-1.jpeg

Сегодня я расскажу о несложных и действенных способах, которые помогут разобраться вашему ребёнку и ответить на вопрос: "И что здесь художник имел в виду?".
На что нужно обратить внимание, когда вы остались перед предметом искусства тет-а-тет? 

Детям легче воспринимать картинку перед собой. Их воображение настолько развито, что в их голове с легкостью зарождаются интересные сюжеты. По такому принципу, можно сказать, пишут картины. Всего-то. Представить, что художник — это такое же чадо. :)

Как не затеряться среди множеств предметов искусства?

Легко! Во-первых, осмотритесь и выбирайте сюжеты близкие вам. Для начала изучите свои собственные ощущения. Сюжет вас притягивает? Если вам не нравится та или иная картина, то и рассказать вам будет не о чем, да и попросту не будет желания о ней говорить. Начинайте знакомство с картиной сами, а после вступайте в диалог с ребёнком. 

Во-вторых, ознакомление детей с живописью осуществить проще и интереснее, если превратить всё в игру. Играйте! Подходите к картинам то близко-близко, то отходите на расстояние. Не заостряйте внимание на одном предмете и/или картине очень долгое время. Если внимание рассеивается, плавно переключитесь на другое произведение. Чем младше возраст, тем быстрее ребёнок получает свою "дозу насыщения" от увиденного. Лучше прийти снова в другой день, не пытайтесь показать всё и сразу.

В-третьих, не стоит бояться современного искусства. Как мы упомянули ранее, у детей очень развито воображение. Обращайте внимание на импрессионистов и пуантилистов, они не дадут чаду заскучать, даже если вам покажется обратное. ;)

В-четвёртых, рассматривайте детали. Поиграйте в "Найди на этой картине...(здесь подставьте то, что загадали найти)". 

В-пятых, попробуйте поговорить об ощущениях от картины. Анализ картины состоит не только в подсчёте персиков, но и в передаче собственных эмоций. Вот почему, изобразительное искусство полезно для общего развития. Договоритесь загадать одну эмоцию и озвучить одновременно при виде конкретной картины.

В-шестых, не говорите слишком много, как бы странно это не звучало. Если вам есть что рассказать о картине, это очень приветствуется, но не стоит увлекаться. Если вы начнёте самостоятельный анализ картины или скульптуры, ребёнок может почувствовать себя лишним в вашем монологе. Спрашивайте, интересуйтесь о его мнении: "Почему тут так много людей?" или "О чём же он тут задумался?". Это поможет чувствовать уверенность в себе, ведь его мнение важно. 

Если у вас с ребёнком расходятся вкусы — не беда. Огромный плюс, что вы уже подтолкнули его к познанию прекрасного. А далее он сам решит, что именно для него является прекрасным. Идите за ним, а не пытайтесь увлечь за собой. Обратите внимание, что его привлекает, на чём он дольше задерживает взгляд.

Не ходите в музей в плохом настроении, особенно если это ваш первый поход. Лучше отложите, если в плохом настроении кто-то из вас. Поверьте, это оставляет отпечаток, и в следующий раз эти неверные ассоциации не дадут положительных результатов. В худшем случае отобьёт интерес напрочь. Пусть это будет ваш маленький праздник. 

 

Мы Родители, а не лауреаты Нобелевской премии в области культуры

И поэтому мы подготовили несложную подборку с картинами, и парой приёмов от мам, которые не имеют ничего общего с изобразительным искусством.

Давайте сходим в Третьяковскую галерею. 

Первым на рассмотрении станет "Натюрморт с шахматной доской". Автор работы: Гончарова Наталья Сергеевна.

Обыденные вещи на картине становятся узнаваемы для малышей. Дети более младшего возраста фиксируют своё внимание на том, что им привычно видеть в реальной жизни. "На чём расположены эти предметы, на твой взгляд? Какие предметы ты здесь видишь? Давай перечислим."

Наверное, стоит начать с подобного стиля живописи, особенно для малышей он является более близким "по духу". Здесь нет замысловатых силуэтов или громоздких архитектурных сооружений. 



Новая Третьяковка, Зал 13

Я долго рассматривала "Караван" Волкова Александра Николаевича. А вы видите здесь лошадей? ;)
 


Третьяковская галерея, Зал 15

Картина с сюжетом может стать довольно увлекательным предметом обсуждений. Интересным сюжетом могут стать курьёзы, которые художники запечатлевают на холсте в самый разгар действий. Данное изображение имеет несколько названий, таких как: "Завтрак аристократа", "Ложный стыд" и "Не в пору гость". Здесь множество деталей, которые играют большую роль для понимания, что здесь происходит. Что здесь бросается в глаза? Обратите внимание на героя картины, в чём он одет и что пытается спрятать от нежданных ему гостей? Навряд ли, учитывая его изысканный вкус в одежде, на столе его любимый обед. :) 

Теперь перейдём к реальной практике. Я спросила у знакомых мамочек, как у них зарождалось знакомство и приобщение детей к культуре. 

Кристина, бухгалтер, мама двух сыновей погодок.
"Мы любим ходить в музей, когда ясная погода и мало людей. Обычно это среда или четверг. Мы соблюдаем правила поведения на "отлично", потому что знаем, что после нас ждёт поход в кафе."

Инесса, консультант-продавец, мама 12-ти летнего Артёма. 
"Сложно только начать. Казалось, что сыну быстро это всё надоест, но мы втянулись. Очень помогают брошюры! Сначала быстро пробежались, в поисках нужной картины для сочинения. После я ненавязчиво предложила поглядеть на картины в виртуальном измерении. Сын заценил!"

Ольга, педагог, мама 8-ми летней Виктории.
"Наша Вика не может дождаться новых выставок. К сожалению, в связи с карантином наши посещения ограничились. Мы подписаны на курсы для детей онлайн и смотрим YouTube."

Иногда, как говорил мой знакомый искусствовед: «Не нужно стараться объяснить, что художник пытался нам сказать тем или иным произведением». Следует просто впустить ощущения. Наш глаз настроен на стереотипы, заложенные обществом. А именно: "Эта картина известна тем, что…", "Прославилась так-то и тем-то…". А на деле, вы подходите и видите ничем не примечательный портрет или просто скучный пейзаж. Для вас это скучно, для кого-то — «вау», а третьи ведут в уме подсчёт затрачиваемого топлива для перевозки этого шедевра. 

Культура ребёнка, как и её формирование — это труд и вовлечённость родителей. Но с нынешним ритмом жизни, становится всё тяжелее выделять максимум времени своим детям. Мало того, ещё нужно успеть самому изучать новые темы, чтобы суметь так виртуозно и просто подать информацию. К счастью, в эпоху интернета и технологий всё можно изучить не выходя из дома. Видео на различные культурные тематики можно найти и для детей. Конечно, это не сравнить с реальным посещением музея, но подготовиться к походу на мероприятие можно. ;)

Понравилась статья! Поделитесь в соцсетях!

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор