Эра Технотроники. Бжезинский и корни цветных революций.

В 1972 году в СССР была издана книга Бжезинского  « Технотронная эра» ( русское название  переводной «Две Эпохи»). Издательство «Прогресс» выпустило ее небольшим тиражом (500 экземпляров), при этом в открытую продажу она не поступала. Она распространялась в ограниченном круге  избранных.

Самое интересное, что Бжезинский довольно подробно изложил механизм появления  той самой молодежи, которая становится ядром цветной революции. Он указывал, что часть стран, наиболее развитых, вступили в эпоху, которая характеризуется  определяющим влиянием техники и электроники на изменения нравов, мировоззрений, ценностей и социальных структур обществ и государств. Стремительное развитие  вычислительной техники, электроники и СМИ на их основе привело к тому, уже тогда перемены  носили стремительный и сложный характер. К тому же переход США от индустриальной эпохи в пост-индастри, привело к тому, что большое количество молодых людей, обладающие приличным образованием, не могло получить тот уровень жизни, который они могли наблюдать  с помощью быстро развивающихся СМИ.

’В итоге эти изменения  в США привели  к тому, что появились довольно большие группы людей, которые не придерживались старых ценностей. Происходит разрыв между поколениями, диалог которых превратился в диалог глухих. Это стало очевидно после студенческих мятежей 1968 года. Старая система ценностей и символов стала неубедительна для подавляющего количества представителей молодого поколения.  При чем, подчеркивает Бжезинский, в США не велась дискуссия, позволившая бы выявить новую систему ценностей и символов.

Более того, по его мнению, брешь межу поколениями будет увеличиваться, так как обязательно появится следующее поколение мятежников, которые обязательно поставят вопрос по поводу обладания специфическими деловыми качествами. Они будут обладать навыками использования электронной и компьютерной техники для решения предпринимательских задач так же естественно, как сейчас мы все привыкли использовать автомобили.  Они будут говорить на  языке, который функционально связан с этими вспомогательными средствами; они будут использовать  такие современные нововведения, как планирующие, программирующие и составляющие сметы системы, что в итоге приведет к появлению в крупном бизнесе групп («высших компьютерных администраторов»

При этом новые поколения  познают мир не с помощью чтения идеологически обоснованных  аналитических материалов, содержащих анализ современной действительности либо ее обстоятельных описаний.  Новые поколения познают этот мир как бы заочно ощущая его  с помощью  зрительно слуховых средств информации.

Уже тогда влияние США на массовую культуру, на нравы молодежи и стиль жизни  в европейских странах было всепроникающим. Причем, чем выше уровень дохода на жителя страны, тем более более американизированной становится эта страна. Соответственно, по мнению Бжезинского, внешние формы характерного поведения американцев являются не результатом культурного расцвета,  а являются  отражением определенного уровня развития городов, экономики и техники.

Если к этому  добавить, что США фактически реифицировали (овеществили) смысл жизни, то острота, с которой бунтари  атакуют институты общества, всегда отличающиеся консервативностью, становится понятна. Счет в банке, роскошная блондинка в твоей машине с открытым верхом,  свой частный дом в Калифорнии,  бунгало на каком-нибудь экзотическом острове  - да любой питекантроп  согласится с тем, что это хорошо и то, что достижение этого и есть смысл жизни.  Конечно, благодаря СМИ и Интернету все это видят, и все этого хотят! Поэтому атаки на консервативную часть общества становятся все более и более агрессивными и настойчивыми. И вы можете сколько угодно взывать к разуму бунтарей, но результата это не даст. Вы не услышите ничего рационального в ответ, за исключением, пожалуй, упреков по поводу недостаточно высокой эффективности. 

Поэтому диалог нужно вести только с той частью молодых бунтарей, которые  говорят про эффективность общества, экономики, социальной политики. От прочих же ничего стоящего вы не дождетесь. Остальные практикуют бегство от разума. «Действие — это единственная реальность; не только реальность, но также и нравственное состояние», — провозгласил лидер американских хиппи Эби Хофман. Более воинственно и более восторженно вторит ему его немецкий коллега Даниель Кон-Бендит, руководитель французской студенческой забастовки 1968 г., который заявил, что «насилие —это радость». Упор на энтузиазм и действия имел также то преимущество, что для него не требовалось программных наметок. В отличие от этого старые идеологии содержали одновременно и критику современности, и наметки на будущее, что делало их уязвимыми для критики как в плане их практической деятельности (осуществима ли их утопия?), так и их достижений (почему эта утопия не была осуществлена?). Политика экстаза не нуждается в программе, чтобы породить действия, и поэтому ее сторонников не очень тревожит критика. Более того, бунтари того периода считали что никакими программами ничего не достичь, а реальная свобода может быть достигнута только созданием сообщества эмоций.

Ну что тут скажешь? Поразительно!  Около полувека назад все было разложено по полочкам и весь механизм был показан в действии.  Как говорится, бери и пользуйся!  Но нам до сих пор цветная революция преподносится как нечто не совсем понятное. Удивительное рядом!

Что удивило еще?  Отзыв Бжезинского о марксизме: «Однако мы утверждаем, что в постепенной эволюции универсального видения человека марксизм представляет собой такую же важную и прогрессивную стадию, какой были национализм и великие религии».

Более того, Збигнев проехался и по конвергенам. Он авторитетно утверждал, что  проводить  любые реформы нужно по схеме идея, затем политика, затем социальные реформы и экономика в последнюю очередь, а не по схеме наших господ конвергентов либералом "экономика- социальная реформа- политика - идея". Таким образом, не экономика должна быть источником реформ, а продуманная концепция. 

Ну и последняя неожиданность.  Бжезинский довольно забавно аргументирует право США на особую роль в современном мире.  Он считает, что в связи с тем, что США  сами добровольно  стали и лабораторией и подопытным кроликом в области эволюции человечества, то соответственно, в связи с таким новаторством США являются безусловным мировым лидером.

Так что если вы интересуетесь политикой, культурой или социологией, рекомендую познакомиться  с этой книгой и другими книгами этого автора.  И, конечно, не забывать, что иногда новое оказывается хорошо забытым старым!

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи