Эффект сноба: демонстративно дорого

Эффект снобаCaption

 

[ Поведение, имеющее свои причины

Люди находятся в состоянии непрерывного соперничества. Многими движет желание обозначить свое положение в обществе через показное потребление предметов роскоши. Дорогие ювелирные украшения и часы, огромные дома, мощные суперкары, частные яхты…

Такое демонстративное потребление получило название «эффект сноба». По сути это демонстрация финансовых возможностей или желание создать видимость таковых.

 

[ Тщеславие или необходимость?

Снобы стараются покупать то, что не покупают другие. Не пользуются товарами массового потребления. Вещи покупают из соображений престижа: не для обладания ими самими по себе, а из-за высокой стоимости.

Делается ли это в угоду собственному тщеславию? Чтобы получить признание своей значимости и превосходства от окружающих. Или из-за необходимости?

Разберем вопрос, как говорится, «по косточкам».

Есть целая книга, посвященная данному явлению в обществе – «Книга снобов» известного английского писателя-сатирика Уильяма Теккерея. В ней метко и остроумно описываются разные типы снобов того времени: «снобы-политики», «великие снобы из Сити», «клубные снобы», «провинциальные снобы», «литературные снобы»… Много общего с ними есть, кстати, и у современных, хорошо нам знакомых представителей этой категории людей.

 

[ Корнями из 19 века

Нарицательное название «сноб» появилось еще в начале 19 века. По одной из версий, напротив имен выпускников Оксфорда, Кембриджа или Итона, которые не были аристократами по происхождению, в документах о зачислении ставилась пометка «s. nob.». Сокращенное от «sub nobilitate», что буквально означало «неблагородного происхождения».

Такие студенты из незнатных, но разбогатевших семей купцов и промышленников, были иногда гораздо состоятельнее своих дворян-сокурсников. И чтобы влиться в высшее общество стремились тщательно подражать светскому образу жизни показной, но зачастую абсолютно безвкусной роскошью. Именно это неумелое подражание светским манерам стали называть «снобизмом».

Студенты-аристократы не нуждались в постоянном утверждении себя в обществе. Их происхождение, образование, усвоенные с детства манеры и изысканный вкус сами по себе являлись символом принадлежности к высокому социальному классу. Студенты незнатных родов, наоборот были вынуждены «управлять впечатлениями», чтобы создать видимость более высокой классовой принадлежности. Использовали для этого единственно доступные им способы – показной блеск и демонстрирование своего богатства через обладание дорогими вещами. И все же, в этих попытках произвести впечатление, исполнение роли «аристократа» давалось далеко не каждому.

 

[ Общество как театр

«Весь мир – театр», – писал Шекспир.

Как устроен спектакль. В процессе взаимодействия, люди формируют определенные модели поведения и стиль потребления тех или иных вещей. Выстраивая, таким образом, сценарии и декорации для разных социальных групп.

Для каждого социального класса есть своя «социальная роль» и «символы статуса», которые маркируют принадлежность человека, а внутри самой группы срабатывают как маркер «свой». В то же время эти роли и символы, служат различием между разными классами людей, а внутри конкретной группы являются условным маркером «чужой».

Такие роли и символы – признанный обществом образец поведения, который ожидают от обладателя того или иного статуса. Другими словами –  чтобы он играл Гамлета четко и по Шекспиру.

Следуя принятым образцами-сценариями, общество ждет от селебрити пользование известными дорогими брендами, от дипломатов – деловые костюмы, подобающие их рангу… Сценарии поведения, кстати, проявляются не только в выборе одежды и аксессуаров, но и в выборе профессии, занятиях хобби, наличии образования, месте проживания, стиле отдыха и даже круга друзей.

Что в свою очередь вынуждает человека, особенно если это публичная или даже популярная в небольшой группе личность, выступать в наиболее привычном для окружающих социальном «амплуа». Здесь исполняемая социальная роль мало чем отличается от роли в театре.

То есть, приходится влиться в соответствующую театральную постановку, где Гамлетовское «играть или не играть», как опция выбора, не предусмотрена. И за отказ играть предписанные роли, общество может даже наказать. Стоит вспомнить хотя бы недавние нападки общественности и британских таблоидов на Меган Маркл.

И все-таки, снобизм – это необходимость или тщеславие? 

 

[ Налог на статус

Человек – часть общества. И проявление статуса нацелено в первую очередь на других, чтобы дать понять окружающим, к какому социальному классу принадлежит человек.

Любого рода социальный класс имеет свои атрибуты – статусные символы, которые как бы «легитимируют» позицию человека в этом классе. Возьмем, к примеру, элиту: богатство, власть и престиж – являются неоспоримыми статусными символами для этого класса. Чтобы продемонстрировать богатство, человек представляет себя с помощью таких убедительных атрибутов как частный самолет или яхта.

Хотя, в конечном счете, это всего лишь инструмент для создания впечатления о принадлежности к классу элиты, не более того. Ведь дорогие предметы могут использоваться банальным позером, явно превышая его финансовые возможности.

И все же снобизм остается важным для конечного результата – обладать «символами статуса», предназначенными для обозначения положения в обществе. Таким образом, высокая цена за предметы роскоши – это плата за подтверждение своего статуса.

 

[ Не без тщеславия

Снобизм распространен, как правило, в развивающихся странах. Где демонстративное потребление дорогих вещей служит средством для создания впечатления о высоком достатке. Простым языком, когда вещь покупается не для обладания ею самой по себе, а из-за высокой стоимости, чтобы подчеркнуть создаваемый человеком имидж. И главная цель здесь – выдать себя за представителя высшего социального класса, к которому человек в действительности не принадлежит.

Стиль потребления, когда покупки делаются подчеркнуто – дорогостоящие и недоступные большинству – получил название «эффекта сноба». Ведь в действительности, снобистское потребление – это расточительность. И главный мотив покупки – произвести впечатление.

Эффект сноба часто используют в рекламе, чтобы привлечь покупателей, склонных к снобизму. Предлагая в рекламных сообщениях символы статуса, которые легко приобретаются за деньги.

Понравилась статья! Поделитесь в соцсетях!

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии
Андрей - 25 февраля 2020 15:53 - Ответить

Спасибо, очень интересно 🤔

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.
Lara - 28 февраля 2020 16:45 - Ответить

:)

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор