Eifelland Type 21 – уникальный болид Формулы-1 от Луиджи Колани

Выпуск15-Eifelland-type-21

           Автомобиль Eifelland Type 21 – это один из самых необычных болидов Формулы-1, созданный в партнерстве с дизайнером Луиджи Колани.

            Основателем проекта Eifelland стал немец Гюнтер Хеннеричи - успешный бизнесмен и поклонник автоспорта. Гонщиком был брат-близнец Гюнтера – Хайнц Хеннеричи, который участвуя во Второй Мировой войне потерял левую руку, но остался верен автоспорту и продолжал гоняться.

            Гонщицей была и третья жена Гюнтера – Ханнелоре Вернер, ради которой Хеннеричи в 60-е годы даже основал собственную команду в Формуле-2. Пилотом стал и внук Хайнца – Марк Хеннеричи.

            Имея определенный бюджет, Гюнтер Хеннеричи активно использовал автоспорт для рекламирования собственного бизнеса и спонсировал ряд пилотов и команд в Формуле-2 и Формуле-3.

            Одним из пилотов, которого поддерживал Гюнтер, был немецкий гонщик Рольф Штоммелен. Для него Хеннеричи приобрел в 1970 году болид BrabhamBT30, на котором Рольф выступал в европейском чемпионате Формулы-2.

            Одновременно, Рольф Штоммелен выступал за команду Auto Motorund Sport в чемпионате Формулы-1. В 1970 году он гонялся в Ф1 на болиде Brabham BT33. А в сезоне 1971 года его болидом стал Surtees TS7 и TS9, но Рольф Штоммелен был очень недоволен характеристиками болидов и результатами гонок.

            И тогда Гюнтер Хеннеричи решил не платить какой-то команде Ф1 за участие Рольфа в ее составе, а потратить рекламный бюджет на свою собственную команду, созданную специально под Рольфа Штоммелена. Гюнтер был воодушевлен идеей национальной команды Формулы: немецкий пилот в немецкой команде на немецком болиде в Формуле-1.

            И в 1972 году создал гоночную команду Формулы-1 Team Eifelland Caravans. Команда была названа в честь гор Эйфель, недалеко от которых родился Гюнтер Хеннеричи. Команда Eifelland стала первой конюшней Формулы-1 из Германии с 1962 года, когда чемпионат покинула фирма Porsche.

          Технической возможности и времени для создания собственного болида с нуля у Хеннеричи не было, поэтому Гюнтер приобрел гоночный болид March 721.

            Автомобиль March 721 был весьма оригинальным болидом Ф1 с передним антикрылом, расположенном высоко и за что названное «подносом». Этот болид стал дальнейшим развитием March 711, разработан Робином Хардом и Джеффом Фелизом для сезона 1972 года. Автомобиль имел монокок из алюминия, классическую двухрычажную подвеску всех колес, реечное рулевое управление, дисковые тормоза на всех колесах. Колесная база – 2438 кг, колея колес – 1524 мм, масса – 560 кг.

March-721-1972

            Силовая установка на March 721 – 8-цилиндровый двигатель Ford Cosworth DFV с развалом блока 90 градусов и 4 клапанами на цилиндр (DOHC). Мотор имел рабочий объем 2993 см3 (размерность цилиндров 85,7 х 64,8 мм), систему впрыска топлива и развивал в тот сезон примерно 450 л.с. при 10 000 об/мин. Коробка передач – 5-ступенчатая Hewland FG400.

            Гюнтеру Хеннеричи досталось клиентское шасси March 721/4 (команда Eifelland выступала только с одним болидом). Для модернизации машины был приглашен известный немецкий дизайнер Луиджи Колани, для которого это стал первый опыт работы над болидом класса Формула-1. Так родился гоночный болид Eifelland Type 21.

            Созданный Луиджи Колани болид Eifelland Type 21 выглядел очень необычно для Формулы-1: вместо переднего антикрыла-«подноса» - крупный и объемный элемент с двумя небольшими воздухозаборниками, традиционного заднего антикрыла не было, а вместо него была цельная конструкция, плоскость которой начиналась еще с середины болида и затем переходила в крыло сзади.

Eifelland-Type21-Colani

            Оригинально был выполнен обтекатель кокпита. Он имел плавные округлые формы в стиле других работ Колани, спереди был ярко выраженный воздухозаборник, каналы которого затем по бокам огибали кокпит. Воздухозаборники были и по бокам от головы гонщика.

            Другой особенностью болида Eifelland Type 21 было расположение единственного зеркала заднего вида на высоком пилоне по центру машины прямо перед пилотом.

Eifelland-Type21-chassis

            Но предсезонные тесты выявили ряд проблем с новым болидом. Машине не хватало прижимной силы, двигатель быстро перегревался, т.к. боковые радиаторы оказались в аэродинамической тени плоскости над ними.

            Гоночный дебют команды и болида Eifelland Type 21 состоялся 4 марта 1972 года на втором этапе чемпионата мира Формулы-1 – на гран-при Южной Африки. К этому времени от ряда элементов от Колани уже отказались и автомобиль получил стандартное для March 721 переднее антикрыло-«поднос» и обычное отдельное заднее антикрыло. От проекта Колани остались лишь оригинальная форма обтекателя кокпита и расположение зеркала на пилоне перед пилотом.

            По итогам квалификации, Рольф Штоммелен стал лишь 25-м из 27 пилотов, а гонку закончил на 13-м месте.

Eifelland-Type21-debut-ЮАР-Кьялами-1972

            Второй гонкой для Eifelland Type 21 была гонка Чемпионов (Race of Champions), которая состоялась 19 марта и не входила в чемпионат Формулы-1. Штоммелен выступал на машине под номером 66, а передняя часть болида вновь была изменена. На старте Рольф стоял на 12-й позиции, а на финише гонки был 11-м.

Eifelland-Type21-race-of-champions-1972

            Следующим был третий этап чемпионата Формулы-1 – гран-при Испании. Машина вновь была модернизирована и обрела свой окончательный облик. Передняя часть была выполнена в стиле болида March 721G: плоский широкий нос и небольшие антикрылья по бокам носа. Радиаторы охлаждения двигателя были закрыты боковыми понтонами.

Eifelland-Type21-Испания-1972

            В Испании Рольф стоял на старте 17-м, но сошел с гонки на 15-круге в результате аварии. После этого Штоммелен принял участие еще в 6 гонках Формулы-1. В Монако Рольф смог финишировать 10-м, на следующем этапе в Бельгии стал 11-м, а во Франции – 16-м.

Eifelland-type21-1972-Бельгия-Франция-Монако

            На этапе в Великобритании Рольф повторил свой лучший результат за рулем болида Eifelland Type 21 – приехал на финиш 10-м. А на домашнем этапе в Германии доехать до финиша ему не удалось – подвела электрика.

            Перед гран-при Австрии Гюнтер Хеннеричи, у которого были финансовые проблемы из-за пожара на его фабриках, продал свою команду Ф1. Но на старт гран-при Австрии Рольф Штоммелен еще вышел. На старте он был 17-м, а финишировал на 15-м месте. И это была последняя гонка команды Eifelland.

Eifelland-Type21-1972-Германия-Великобритания-Австрия

            Итог выступлений команды Eifelland в Формуле-1: участие в 8-ми гран-при Ф1 и только 10-е место на финише. Ни  одного очка в сезоне 1972 года Рольф Штоммелен так и не получил.

            Новые владельцы команды передали Рольфу Штоммелену в счет задолженности по зарплате болид Eifelland Type 21 вместе с двумя запасными моторами, который затем при посредничестве Берни Экклстоуна, продал машину команде Hexagonof Highgate.

            За эту команду 22 октября 1972 года на гонке «World Championship Victory Race», которая не входила в чемпионат Формулы-1, на болиде Eifelland Type 21, который был переименован в March 721, дебютировал Джон Уотсон.

            Бывший болид Eifelland Type 21 позволил Джону Уотсону стартовать 10-м из 38 пилотов, а на финише он был 6-м. В следующей гонке Уотсон попал в аварию, повредил машину и больше в гонках она участия не принимала.

            Поврежденную машину в 1976 году выкупил Эрвин Дерихс, бывший механик Рольфа Штоммелена в команде  Eifelland. В 2002 году Эрвин начал реставрацию болида Eifelland Type 21 и спустя 8 лет восстановленный болид был продемонстрирован на ретрогонке на Нюрбургринге.

Eifelland-Type21-anons

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи