Если эта планета существует, то она может быть похожа на Землю

Астрономы нашли очередные доказательства того, что одна из вновь открытых планет, вращающаяся вокруг своей звезды, выглядит практически так, как наша Земля. И это довольно интересная планета. Она больше Земли, но вращается вокруг светила, очень похожего на Солнце. Движение происходит примерно по такой же орбите, что и у нашей планеты, а это означает, что она получает примерно столько энергии света, как и Земля. Но пока специалисты не могут сказать об этом земном близнеце слишком много, потому как не хватает данных о ключевой части головоломки - её массе.

Подтверждающие факты

Итак, что имеют исследователи? Звезда, к чьей планетарной системе относится очередной близнец Земли, называется Кеплер-160 и расположена на расстоянии около 3100 световых лет от нас. Она является подобием Солнца - имеет немного меньшую массу и более холодна, но в то же время по размерам больше Солнца, поэтому количество испускаемой ею энергии почти точно такое же, как у Солнца. Что касается возраста, то Кеплер-160 довольно древняя, и её возраст составляет около 9 миллиардов лет (в два раза превышает возраст Солнца).

Звезда Кеплер-160 - одна из 150000 светил, исследованных обсерваторией Кеплера в поисках экзопланет, инопланетных миров, вращающихся вокруг других звёзд. Наличие планетарных систем астрономы могут увидеть, если одна из планет транзитом на орбите проходит перед звездой, создавая мини-затмение, вследствие чего яркость светового излучения падает на крошечные доли. А по количественному значению этого падения исследователи могут судить о размере планеты.

Таким образом, было обнаружено, что у Кеплера-160 есть две транзитные планеты, называемые Kepler160-b и Kepler160-c. Обе они больше Земли и вращаются вокруг своей звезды на довольно близком расстоянии, поэтому условия там явно не могут быть похожими на земные. Существование этих планет было подтверждено в 2014 году.

Новые данные

Но новые методы измерения всё время усовершенствовались, и группа астрономов недавно перепроверила данные с целью обнаружения других планет в системе Kepler160. В результате они обратили внимание на две интересные вещи.

Одна из них – возможность присутствия третьей планеты, на которое указывает обнаруженное стороннее гравитационное влияние на Kepler160-c. Трудно узнать больше об этом небесном теле, так как увидеть не получается, но по косвенным данным астрофизики сделали предположение, что его масса по величине находится где-то между массой нашей планеты и Сатурна (примерно в 100 раз больше Земли). А движение осуществляется по орбите, с периодом обращения от 7 до 50 дней, а это означает, что вращается она довольно близко к звезде.

Другой момент заключается в предполагаемом наличии ещё и четвёртой планеты Kepler-160-e. Астрофизики нашли то, что очень похоже на серию провалов в свете звезды с периодом в 378 дней. Проанализировав некоторую статистику своих измерений, они обнаружили, что с вероятностью 85% эти провалы реальны, а не являются результатом несовершенства инструмента для наблюдений.

Выводы и предположения

Таким образом, если четвёртая планета в системе Кеплер-160 существует, она вращается вокруг своей звезды дальше, чем Земля от Солнца, но получает примерно на 93% больше энергии, чем наша планета от своего светила. При этом температурный режим на поверхности небесного тела во многом зависит и от характеристик его атмосферы. Средняя температура Земли без воздуха была бы около -18 °C (0 °F), но парниковые газы в нашей атмосфере повышают среднюю температуру примерно до 15 °C (60 °F). Так что новая обнаруженная  планета может быть холоднее Земли. Но с другой стороны, если в её атмосфере намного больше CO2 или водяного пара, она вполне может иметь температурные условия близкие к земным.

Главная проблема заключается в том, что исследователям неизвестно, на что может быть похожа её атмосфера или даже есть ли она вообще. Глубина транзитного провала означает, что планета примерно в 1,9 раза больше диаметра Земли, а это делает её условно суперземлёй. То есть, в таком случае, планеты способны удерживать более плотные атмосферы, чем они есть у Земли. Правда, нельзя с полной уверенностью сказать, что обнаруженная планета - копия Земли, а предполагаемые условия там могут быть скорее больше похожи на климат Венеры.

Эти выводы зависят в некоторой степени от притяжения планеты. Астрономы подсчитали, что если небесное тело будет состоять в основном из камня и воды, его масса будет в 3,5 раза больше массы Земли, что придает ему гравитацию, почти такую ​​же, как у Земли. Но если состав - это металл и камень, то масса может быть в 10 - 13 раз больше Земли, что придаёт такому телу гравитацию в 2,5 - 3,5 раза больше, нежели у нашей планеты! А если так, то, вероятно, и атмосфера  будет очень плотная.

Ещё один интересный момент заключается в том, что обнаруженная планета находится в так называемой обитаемой зоне (ОЗ) звезды, где на поверхности небесных тел может существовать жидкая вода. Учёным уже известно множество планет в ОЗ их звёзд, и большинство из них близки по размеру к Земле. Но это справедливо в основном для светил, намного меньших и тусклых, чем Солнце - красных карликов. Когда же речь идёт о звёздах, более похожих на Солнце, большинство открытых планет из обитаемых зон намного больше Земли. А обнаруженная четвёртая планета в системе Kepler-160 является самым маленьким объектом (кроме Земли, Венеры и Марса) для этой звёздной группы.

Что должно произойти дальше - это подтверждение существования предполагаемой планеты. Учёные предсказывают, что следующий транзит произойдёт 14 сентября 2020 года. Остаётся надеяться, что для наблюдений за изменением яркости этой звезды будет задействовано максимальное количество больших и чувствительных телескопов, так как падение яркости звёздного света в этом случае составляет всего около 0,05%! И астрономам придётся очень внимательно смотреть, чтобы получить нужную информацию об интересуемом объекте.