Долгое время женщины-воины или амазонки считались не более чем греческим мифом, пока археологические открытия не подтвердили факт их существования. Причём найдены их останки были не где-нибудь, а на территории России и бывших советских республик. Только в степях от Днестра и до Придонья сумели обнаружить 150 захоронений гордых воительниц в возрасте 13-60 лет, датируемых V– первой половиной IV в до н.э. Какие находки предстали перед учёными и что они смогли узнать об амазонках?
Обнаруженные особенности
В результате исследований черепов был выявлен один из характерных признаков перестройки работы желёз внутренней секреции, заключающийся в некоей мужеподобности амазонок, в частности, оволосении по мужскому типу, грузности, осложнённой беременности либо её отсутствии. Этим объясняется пик смертности, приходящийся по тому времени на считавшийся поздним возраст женщин – пятьдесят и более лет, когда они умирали от старости или полученных в боях ран. Их следы частенько присутствовали на найденных останках в виде повреждений ключиц, черепов, костей конечностей. Некоторые представительницы даже доживали до шестидесятилетнего возраста, на их позвоночнике выявлены склеротические изменения, а практически все зубы отсутствуют.
Касательно ритуальных обрядов, хоронили амазонок в отдельных курганах вместе со своим оружием и украшениями: копьями, луками, пращевыми камнями, серьгами и бусами из золота, церемониальными головными уборами, а важных особ - с тяжёлыми доспехами, конской амуницией, боевыми топорами и поясами, ценными мечами. Прикладывали также зеркало и костяное веретёнце или пряслице из керамики для более лёгкого перехода усопшей в другой мир.
Заблуждения о воительницах
Археологи смогли опровергнуть многие мифы об амазонках. Во-первых, то, что они отрезали себе одну грудь или прижигали в детстве для приостановки роста, чтобы стрелять из лука, а также для устранения связи с материнством. Во многих захоронениях женщины были похоронены вместе со своими детьми, и среди всех останков не было ни одного безгрудого. Во-вторых, их жестокость и намеренное убийство мужчин. Это заблуждение возникло из греческих страхов перед необузданными женщинами. Дабы исправить ситуацию мифология поместила амазонок в сказания, где они оказались побеждёнными греческими героями. В-третьих, фантазии насчёт продолжения рода. Якобы женщины-воины использовали для зачатия пленённых мужчин, которых после убивали или превращали в рабов либо отправлялись раз в год в соседние племена.
Откуда же они взялись? По мнению древнегреческого историка Геродота, амазонки жили у реки Фермодонт, затем, отделившись от скифов, мигрировали, а после Троянской войны их часть вновь соединилась со скифскими племенами, образовав народ совроматов, в котором женщины были на равных правах с мужчинами.
Как Геродот описывал амазонок
В своих записях историк отмечал то, что воительницы облачаются в разноцветную мужскую одежду, а накидки, шлемы и пояса изготавливают из звериных шкур. В боях они вступают в конные стычки, стреляют из луков, метают дротики, набрасывают на неприятеля аркан и затягивают его до умерщвления врага. Девочек с малых лет приучают к езде на лошадях, охоте и обращению с оружием. Из занятий распространено скотоводство, садоводство, земледелие.
Сейчас сложно судить о том, как выглядели и кем на самом деле были амазонки. Но археологические раскопки доказывают то, что сарматские женщины действительно участвовали в сражениях, ездили верхом, играли большую роль в социальной жизни. Существование женщин воинов у скифов подтверждается изображением на аттической вазе 420 г. до н.э. воительницы в скифском костюме. Также археолог В.Ковалевская указывает на факт того, что во время длительных военных походов мужчин скифов женщины оставались на хозяйстве и должны были уметь защищать себя и детей, владения и скот. Это было жизненно необходимо.
Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.