Джеймс Бонд в Михайловском замке: история и современность.

Джеймс Бонд в Михайловском замке: история и современность.

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец.

Александр Сергеевич Пушкин. Вольность (ода).

Забвенью брошенный дворец (впрочем, пребывавший в забвенье достаточно недолго) из стихотворения А. С. Пушкина - это Михайловский, или Инженерный замок — историческое здание в центре Санкт- Петербурга, бывший императорский дворец, построенный на рубеже XVIII-XIX веков по приказу российского императора Павла I и ставший местом его смерти. Именно в декорациях этого исторического памятника и снималось несколько ярких сцен семнадцатой ленты бондианы - «Золотой глаз» (1995г.), роль Джеймса Бонда в которой впервые исполнил Пирс Броснан.

 

Строительство замка длилось пять лет, и в феврале 1801 года царская семья переехала в свою новую резиденцию, но уже в ночь с 11 на 12 марта император Павел был убит в собственной спальне группой офицеров-заговорщиков.

Молчит неверный часовой. Опущен молча мост подъемный. Врата отверсты в тьме ночной рукой предательства наемной, - писал в своей оде «Вольность» А. С. Пушкин.

Увы, неверными оказались не столько часовые, сколько приближенные императора. Вдохновителями заговора были вельможа Никита Панин и генерал Пётр Пален, петербургский губернатор, и человек, близкий к Павлу; непосредственных исполнителей («пьяных гвардейцев») возглавляли два других генерала - Николай Зубов и Леонтий Беннигсен. Причинами заговора было недовольство столичного дворянства непредсказуемой политикой императора, и желание иметь более покладистого и управляемого правителя.

После убийства Павла I замок действительно на некоторое время пришел в запустение, однако уже в 1820 году там было размещено Главное инженерное училище (отсюда второе название замка - Инженерный) ; в советское время в здании находилась военно-инженерная школа, а позднее там разместили Центральную военно-морскую библиотеку, Ленинградский Центр научно-технической информации (ЛенЦНТИ), и несколько научно-исследовательских институтов. Уже в период перестройки, в 1988 году арендаторы начали постепенно освобождать помещения замка, состояние которых оставляло желать лучшего. В 1991 году треть их была передана Государственному Русскому музею, а в 1994 году всё здание (за исключением помещений библиотеки ВМФ) передано в распоряжение музея. К 300-летнему юбилею города замок был отреставрирован, и многие интерьеры были восстановлены в том виде, в каком существовали изначально.

В фильме «Золотой глаз» именно туда, в Михайловский замок российские военные привозят захваченных в парке скульптур Джеймса Бонда и Наталью Симонову. Разумеется, показывая панорамный вид дворца, создатели фильма имели собственное представление о том, что находится за его стенами. В новеллизации Гарднера «Золотой глаз» говорится, что героев привозят в штаб-квартиру военной разведки на улице Красного курсанта (которая – то есть улица, а не штаб-квартира, на самом деле расположена на другой стороне Невы, на Петроградской стороне), в здание, построенное из мрачного красного кирпича, и поэтому составлявшее, по мнению автора, резкий контраст с уникальной красотой ансамбля исторической части города.

От зоркого взгляда Гарднера (и Бонда, разумеется) не ускользнуло и то, что пространство за высокими мрачными стенами было заполнено множеством военно-транспортных средств, включая танки и БТР (чего, разумеется, никогда не было – во времена царской России танков и БТР еще не существовало, а в советскую и постсоветскую эпоху во дворце были размещены не воинские части или штабы, а мирные гражданские учреждения и архивы флота, не нуждавшиеся в усиленной охране) .

Именно в казематах Михайловского замка министр обороны Мишкин производит допрос Бонда и Натальи, во время которого внезапно появляется генерал Урумов, который сначала вступает в спор с министром, а потом стреляет в него. Бонд и Наталья пытаются бежать; девушка попадает в плен к злодею, Бонд же устраивает перестрелку и крушит секретные архивы, а потом с помощью стального троса, спрятанного в ремне (игрушки Кью), прыгает во двор замка и захватывает танк, на котором гонится за генералом по улицам и набережным города, снося все вокруг. Разумеется, большая часть действия фильма происходит в съемочных павильонах, но что самое удивительное, архивы в Михайловском замке (в фильме на них стоит надпись – «секретно») действительно хранились – как мы уже говорили, там были расположены Центр научно-технической информации и библиотека ВМФ.

Сцена убийства, произошедшего в замке, на самом деле символична и вызывает определенные исторические аллюзии. Как мы уже неоднократно отмечали, знание британских кинематографистов о советской и постсоветской России оставляет желать лучшего. Может быть, они гораздо лучше знакомы с историей прежней, царской России? Глава британской разведки «М» в самом начале фильма замечает, что Урумов претендует на роль военного вождя России. Что, если убийство военного министра Мишкина является реминисценцией гибели бывшего хозяина Михайловского дворца, императора Павла I?

Спрашивается, при чем тут британская разведка, агентом которой является Джеймс Бонд? Очень даже причем! Известно, что правительство Великобритании было крайне недовольно внешней политикой императора, который после захвата британским флотом острова Мальты (который он, как великий магистр Мальтийского ордена, считал своим владением), порвал отношения с Альбионом и начал готовить новый союз со смертельным врагом англичан - Бонапартом и поход на Индию, - самый знаменитый из всех несостоявшихся военных походов в российской истории, который должен был возглавить знаменитый атаман казачьего войска Матвей Платов.

Одним из самых активных участников заговора был Николай Зубов, брат фаворита Екатерины Платона Зубова (кроме него, в заговоре участвовали еще двое братьев Зубовых, в том числе и сам Платон), человек высокого роста и большой физической силы; очевидцы утверждают, что именно он нанес роковой удар золотой табакеркой по голове императора (Как пишет один из участников заговора, Саблуков: после того как Николай Зубов ударил царя по руке, Павел с негодованием оттолкнул его, «на что последний, сжимая в клаке массивную золотую табакерку, со всего размаха нанес правою рукою удар в левый висок императора, вследствие чего тот без чувств повалился на пол»).

Между тем, сестрой Николая была известная светская львица Ольга Жеребцова, любовница британского посланника при царском дворе лорда Чарльза Уитворта. Правда, Уитворт по настоянию Павла, которого доброжелатели поставили в известность об интригах коварного лорда, годом раньше был отозван из России и отправлен посланником в Копенгаген, но и оттуда он продолжал поддерживать связь с семейством Зубовых, а стало быть, и с заговорщиками. Подозревают, что именно британское золото и британские козни сыграли если не решающую, то достаточно весомую роль в успехе заговора ( не случайно Пушкин писал о "руке предательства наемной").

"Лопухин, сестра которого была замужем за сыном Ольги Александровны Жеребцовой, утверждал, что Жеребцова получила из Англии уже после кончины Павла 2 миллиона рублей для раздачи заговорщикам, но присвоила их себе. Спрашивается, какие же суммы были переданы в Россию раньше? Питт, стоявший тогда во главе ан
Джеймс Бонд в Инженерном замке: история и современность.
глийского министерства, никогда не отказывал в субсидиях, на выгодные для Англии цели на континенте, а Наполеон, имевший бесспорно хорошие сведения, успех заговора на жизнь Императора Павла прямо объяснял действием английского золота"." – писал Е. С. Шумигорский в своей монографии "Император Павел I" . И действительно, пишут, что когда Наполеон узнал о гибели Павла, то пришел в ярость и даже воскликнул «Англичане промахнулись по мне в Париже 3 нивоза (в этот день в Париже произошел взрыв «адской машины», целью которой было убийство Наполеона), но они не промахнулись по мне в Петербурге!».

Поклонникам творчества Ильфа и Петрова, авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» хорошо знаком броский лозунг «Наш ответ Чемберлену!», популярный в тридцатые годы в СССР. Но стоит заметить, что пресловутый британский «Чемберлен» никогда не довольствоваться пассивной ролью объекта нападок и, напротив, прилагал все усилия к тому, чтобы ставить острые вопросы, давать меткие ответы, и наносить чувствительные удары на разных фронтах своим противникам – действительным или мнимым. Может быть, в 90-е годы это было не столько очевидно, как сейчас – или тогда мы просто предпочитали этого не замечать?

Идеологическая война против России и русской истории велась всегда, и почему бы не предположить, что создатели бондианы (которых, несмотря на фильм «Из России с любовью», трудно заподозрить в чрезмерной симпатии к нашей стране) решили внести свой посильный вклад в общее дело? Русские историки и публицисты неоднократно писали о том, что Запад, в наше время - США, а в прошлом сильнейшая держава того времени – Британия, всегда старался вмешиваться во внутренние дела России, стремясь поставить у власти угодное ему правительство или изменить политику cтраны так, чтобы она отвечала его геополитическим интересам.

В свою очередь, западные, в первую очередь англосаксонские идеологи стремились доказать, что все события, происходящие в России – в том числе и такие эпохальные, как революции, перевороты или массовые народные волнения обусловлены не вмешательством извне, а внутренними проблемами и противоречиями самой державы, а тот факт, что часто после произошедших инцидентов в конечном счете выигравшей стороной оставался именно запад, объясняется не чьим-то злым умыслом, а исключительно ходом самой истории, который наглядно демонстрирует, на чьей стороне оказывается правда.

В «Золотом глазе», фильме о похождениях британского агента русский генерал с тремя звездами (напомним, что Николай Зубов тоже был русским генералом, а его брат Платон Зубов - начальником артиллерии, генерал-фельдцейхмейстером, и по совместительству генералом от инфантерии; да и третий брат, Валериан, не подвел родню и стал генерал-аншефом аж в 25 лет) с какими-то не слишком понятными целями убивает русского министра обороны в том самом дворце, где когда-то был убит заговорщиками русский царь, и при этом хочет свалить это преступление на Джеймса Бонда, случайно оказавшегося в нужном месте в нужное время, и британскую разведку как таковую. Если задуматься, чем не ответ «клеветникам Британии?».

Мол, это все внутренние разборки, которые вы, чтобы обелить себя, пытаетесь свалить на тихих американцев или британцев, которые, разумеется, «ни сном, ни духом». А маленькие шалости, вроде перестрелки, устроенной Бондом в интерьерах уникального исторического памятника Санкт-Петербурга, погони за автомобилем в танке по историческому центру Петербурга и сносом исторического (впрочем, никогда не существовавшего) памятника можно и вообще не принимать в расчет - ну, сами виноваты, что у вас тут кругом полный хаос и разгул преступности, и каждый волен делать все, что хочет - ну, до тех пор пока его не остановят. А кто осмелится остановить неустрашимого агента 007, гордость британской разведки? Бонд, он же не пытался вмешиваться в российскую политику, а просто хотел восстановить справедливость и покарать злодея, раз уж самим русским решение этой задачи оказалось явно не по зубам.

Повторюсь, это всего лишь догадки и предположения - хотя бы просто потому, что вероятность того, что создателей бондианы волновали непростые страницы истории русско-британских отношений двухсотлетней давности, крайне невелика. Пытались ли пресловутый Чемберлен и его посланец Бонд представить свою, альтернативную версию исторических событий, или они не думали ни о смыслах, ни о параллелях прошлого с настоящим, а просто занимались тем, что делали все шестнадцать предыдущих серий–устраивали головокружительные погони и убойные перестрелки, соблазняли красивых женщин, уничтожали своих врагов, и спасали мир от никогда не грозивших ему опасностей, так и останется загадкой. Но есть и еще один момент, на котором акцентировали внимание создатели ленты.

 

Здание штаба разведки, как показано в фильме, охраняется солдатами и военной техникой; замок императора Павла двести лет назад тоже был окружён со всех сторон рвами, подъемными мостами, и чугунными решетками, что было не просто данью романтическим чувствам императора, но и заботой о собственной безопасности – как оказалось, вовсе не лишенной оснований. Но все усилия Павла оказались бесполезными потому, что причиной разразившейся трагедии в очередной раз стала не внешняя угроза, а внутренний враг, «пятая колонна», затаившаяся не просто в непосредственной близости от императора, но в самом дворце. Говорили, что сын и наследник Павла цесаревич Александр (будущий император Александр I), если и не был прямо замешан в заговоре, то, во всяком случае, знал о нем; в любом случае участники заговора не были наказаны, и если даже и подверглись опале, то она была достаточно мягкой. Министра Мишкина тоже не спасли ни БТР, ни вооруженная охрана, потому что заговорщиком и убийцей оказался никто иной, как генерал Урумов, один из его ближайших помощников, своего рода «российский Блофельд», одержимый мечтой о величии, богатстве и власти - не только над Россией, но и над всем миром, остановить которого смог только знаменитый суперагент под кодовым номером 007 - Джеймс Бонд.

Жаль только, что он - точнее, его предшественник или прототип не жил 200 лет назад и не смог спасти императора Павла от его врагов...или может быть, все дело как раз в том, что он выступал не на стороне самодержца, а был в союзе с заговорщиками?

Подпишитесь на нашу рассылку!

Комментарии

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Похожие статьи
Автор